2.1.Исследование уровня сформированности произвольной памяти у старших дошкольников мбдоу д/с №1 «Солнышко»
На основании анализа теоретической литературы нами был разработан эксперимент по выявлению особенностей произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент состоял из трёх этапов - констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель эксперимента: исследовать возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития произвольной памяти.
Задачи:
1. Подобрать и провести диагностические методики для выявления уровня развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать программу, способствующую повышению уровня развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста, на основе сюжетно-ролевой игры.
3. Проанализировать результаты эксперимента.
Провести диагностические методика для выявления уровня развития произвольной памяти, после применения программы.
На первом этапе эксперимента нами выявлялся уровень развития произвольной памяти у детей группы (состав группы, возраст, пол). На втором этапе была разработана и апробирована программа, направленная на развитие произвольной памяти старших дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры. Третий этап исследования позволил выявить эффективность применения, разработанной программы.
Исследование проводилось с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 Солнышко» Республики Башкортостан, Кигинского района, с.Верхние-Киги.
В исследовании принимали участие 12 детей.
Таблица 1
Списочный состав группы Не надо таблицу – ни о чем
№ п/п | Имя респондента |
| Ильшат В. |
| Инга З. |
| Ринат Г. |
| Марьям К. |
| Альфия Г. |
| Фатах К. |
| Алия Ш. |
| Мугаля У. |
| Денис К. |
| Филия С. |
| Линар Ш. |
| Ильзира С. |
На первом этапе были использованы следующие методики:
1. Модификация методики Т.Д. Марцинковской «Методика десяти слов». (Источник, где взяли, для подтверждения валидности, стандартизации и надежности методики) так же по всем методикам
Цель: изучить уровень развития произвольной слуховой памяти.
Проведение исследования: эксперимент проводится индивидуально с детьми шести – семи лет. Ребёнку произносят слова не связанные по смыслу, объясняя предварительно, что он должен постараться запомнить их как можно более точно. Слова произносятся ровным голосом с паузами две – три секунды.
Инструкция: «Я буду называть слова, ты их запомни, а потом назови».
Предлагаемые слова: слон, год, мяч, мыло, соль, шум, рука.
При анализе фиксируется сумма баллов по двум критериям:
1 критерий – объём памяти: От 5-ти и более слов – 3 балла; От 3-х до 4-х слов – 2балла; От 0 до 2-х слов – 1 балл.
2 критерий - точность воспроизведения: Все предметы названы точно – 3 балла; Допускаются небольшие неточности – 2 балла; Много неточностей в воспроизведении – 1 балл.
По результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:
Высокий уровень – 5 - 6 баллов
Средний уровень – 3 - 4 балла
Низкий уровень – 2 балла
Результаты диагностирования по данной методике представлены в таблице 2 и на диаграмме 1.
Таблица 2
Результаты диагностирования по методике Т.Д. Марцинковской «Методика десяти слов»
№ п/п | Имя респондента | Количество баллов | Уровень сформированности произвольной слуховой памяти |
| Ильшат В. | 2 балла | Низкий уровень |
| Инга З. | 3 балла | Средний уровень |
| Ринат Г. | 2 балла | Низкий уровень |
| Марьям К. | 2 балла | Низкий уровень |
| Альфия Г. | 5 баллов | Высокий уровень |
| Фатах К. | 2 балла | Низкий уровень |
| Алия Ш. | 4 балла | Средний уровень |
| Мугаля У. | 4 балла | Средний уровень |
| Денис К. | 5 баллов | Высокий уровень |
| Филия С. | 2 балла | Низкий уровень |
| Линар Ш. | 2 балла | Низкий уровень |
| Ильзира С. | 2 балла | Низкий уровень |
Р езультаты диагностирования по методике Т.Д. Марцинковской «Методика десяти слов»
Диаграмма 1
Таким образом, нами были получены результаты: высокий уровень развития произвольной слуховой памяти выявлен у 16,7% респондентов, средний уровень – 25%, низкий уровень 58,3%.
2 . Модификация методики Т.Д. Марцинковской «Методика десяти предметов»
Цель: изучить уровень развития произвольной зрительной памяти.
Проведение исследования: эксперимент проводится индивидуально с детьми шести – семи лет. Ребёнку показывают предметные картинки, которые он должен запомнить. Картинки демонстрируются последовательно одна за другой. На запоминания каждой картинки отводится две секунды. Затем предлагают ему повторить картинки по памяти в любом порядке. Инструкция: « Я тебе буду показывать картинки, ты их запомни, а потом назови».
При анализе фиксируется сумма баллов по двум критериям:
1 критерий – объём памяти: От 5 и больше предметов – 3 балла; От 3, 4, и более - 2 балла; От 0 до 2 предметов - 1 балл.
2 критерий - точность воспроизведения: Все предметы названы точно - 3 балла; Допускаются небольшие неточности - 2 балла; Много неточностей в воспроизведении - 1 балл.
По результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:
Высокий уровень – 5 - 6 баллов;
Средний уровень - 3 - 4 балла;
Низкий уровень - 2 балла
Результаты диагностирования по данной методике представлены в таблице 3 и на диаграмме 2.
Таблица 3
Результаты диагностирования по методике Т.Д. Марцинковской «Методика десяти предметов»
№ п/п | Имя респондента | Количество баллов | Уровень сформированности произвольной зрительной памяти |
| Ильшат В. | 3 балла | Средний уровень |
| Инга З. | 3 балла | Средний уровень |
| Ринат Г. | 2 балла | Низкий уровень |
| Марьям К. | 2 балла | Низкий уровень |
| Альфия Г. | 3 балла | Средний уровень |
| Фатах К. | 2 балла | Низкий уровень |
| Алия Ш. | 4 балла | Средний уровень |
| Мугаля У. | 4 балла | Средний уровень |
| Денис К. | 5 баллов | Высокий уровень |
| Филия С. | 3 балла | Средний уровень |
| Линар Ш. | 2 балла | Низкий уровень |
| Ильзира С. | 2 балла | Низкий уровень |
Результаты диагностирования по методике Т.Д. Марцинковской «Методика десяти предметов»
Диаграмма 2
Таким образом, нами было выявлено, что уровень развития зрительной произвольной памяти в группе не достаточно высок: высокий уровень 8,4%, средний уровень был выявлен у 50% респондентов, а низкий уровень 41,6%.
3. Методика «Найди такой же», модификация методики Г.А. Урунтаевой
Цель: изучить уровень развития произвольной образной памяти.
Материал: 8 карточек размером 4,5 на 5 см., с изображениями: чайника, пальто, рукавиц, шорт, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27,5см., разделённая на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно-идентичное, второе - отличающееся какой-нибудь деталью, третье - сходное лишь общим силуэтом назначением. Соотношение цветов в этих трёх изображениях должно быть одинаковым.
Проведение исследования: эксперимент проводиться с детьми шести-семи лет. Перед ребёнком кладут карту и говорят: « Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребёнку по одной показывают карточки, время экспозиции 2 секунды. После каждого предъявления ему дают возможность найти такое же изображение на карте.
Критерии оценки:
1 критерий - точность воспроизведения: Идентичное изображение - 2 балла; Схожее с общим силуэтом – 1 балл; Совершенно другое изображение - 0 баллов.
По результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:
Высокий уровень развития – 12 - 16 балла;
Средний уровень развития – 6 - 11 баллов;
Низкий уровень развития – 0 - 5 баллов.
Результаты диагностирования по данной методике представлены в таблице 4 и на диаграмме 3.
Таблица 4
Результаты диагностирования по методике Г.А. Урунтаевой «Найди такой же»
№ п/п | Имя респондента | Количество баллов | Уровень сформированности произвольной образной памяти |
| Ильшат В. | 4 балла | Низкий уровень |
| Инга З. | 11 баллов | Средний уровень |
| Ринат Г. | 12 баллов | Высокий уровень |
| Марьям К. | 3 балла | Низкий уровень |
| Альфия Г. | 7 баллов | Средний уровень |
| Фатах К. | 5 баллов | Низкий уровень |
| Алия Ш. | 2 балла | Низкий уровень |
| Мугаля У. | 8 баллов | Средний уровень |
| Денис К. | 12 баллов | Высокий уровень |
| Филия С. | 9 баллов | Средний уровень |
| Линар Ш. | 5 баллов | Низкий уровень |
| Ильзира С. | 3 балла | Низкий уровень |
Результаты диагностирования по методике Г.А. Урунтаевой «Найди такой же»
Диаграмма 3
На основе диагностики было выявлено, что высокий уровень развития произвольной образной памяти свойственен 16,6% респондентов, средний уровень – 33,4% детей, низкий уровень – 50% респондентов.
Высокий уровень - ребёнок называет все предметы (слова) точно, показывает идентичное изображение, использует некоторые мнемические приемы (припоминание, повторение). Средний уровень - допускаются небольшие неточности, небольшое количество лишних слов, показывает схожее изображение с общим силуэтом и назначением, затрачивает наибольшее количество времени не использует мнемические приемы. Низкий уровень - ребёнок называет наименьшее количество слов, много неточностей, показывает совершенно другое изображение.
Нами была составлена таблица, в которой отражены все результаты констатирующего эксперимента и выявлен средний уровень развития произвольной памяти, как индивидуально, так и в целом в группе.
Таблица 5
Уровень сформированности произвольной памяти на этапе констатирующего эксперимента
№ п/п | Имя респондента | Уровень сформированности произвольной слуховой памяти | Уровень сформированности произвольной зрительной памяти | Уровень сформированности произвольной образной памяти | Уровень сформированности произвольной памяти |
| Ильшат В. | Низкий | Средний | Низкий | Низкий |
| Инга З. | Средний | Средний | Средний | Средний |
| Ринат Г. | Низкий | Низкий | Высокий | Средний |
| Марьям К. | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
| Альфия Г. | Высокий | Средний | Средний | Средний |
| Фатах К. | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
| Алия Ш. | Средний | Средний | Низкий | Средний |
| Мугаля У. | Средний | Средний | Средний | Средний |
| Денис К. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий |
| Филия С. | Низкий | Средний | Средний | Средний |
| Линар Ш. | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
| Ильзира С. | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
Уровень сформированности произвольной памяти на этапе констатирующего эксперимента
Диаграмма 4
Таким образом, на основании проведенного констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что уровень сформированности произвольной памяти в груме находится на невысоком уровне: высокий уровень – 8,4%, средний – 50%, низкий – 41,6%.
Результаты проведённого констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо проводить работу по развитию произвольной зрительной, образной и слуховой памяти.
- 1.Оформите 1 титульный лист работы
- 2.В Содержании должно быть:
- Глава 1.
- Глава 2
- 3. В введении
- Содержание
- Введение
- 1.Психолого-педагогическая характеристика сюжетно-ролевой игры как метода развития произвольной памяти у дошкольников
- 1.1. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста
- 1.2.Характеристика сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
- Выводы по первой главе
- 2.Опытно-эксперементальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста мбдоу д/с №1 «Солнышко»
- 2.1.Исследование уровня сформированности произвольной памяти у старших дошкольников мбдоу д/с №1 «Солнышко»
- 2.2. Программа развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста, на основе сюжетно-ролевой игры
- 2.3.Анализ деятельности по применению сюжетно-ролевых игр при развитии произвольной памяти
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Список использованных источников Литература
- Периодическе издания