Оглавление
Предисловие
Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КУРСА ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Предмет, задачи, методы и принципы дошкольной олигофренопедагогик
§ 1. Пути становления дошкольной олигофренопедагогики
§ 2. Предмет и задачи курса дошкольной олигофренопедагогики
§ 3. Исходные теоретические положения и принципы дошкольной олигофренопедагогики
§ 4. Связь дошкольной олигофренопедагогики с другими науками
§ 5. Методы дошкольной олигофренопедагогики как науки
§ 6. Общие проблемы дошкольной олигофренопедагогики
§ 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания
Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта
§ 1. Особенности психического развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте
§ 2. Особенности психического развития дошкольника с нарушениями интеллекта
Глава 3. Организация коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном
§ 1. Подход к отбору содержания обучения
§ 2. Организация педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении
Раздел II. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Глава 4.Методические принципы подхода к обучению
§ 1. Принципы построения занятий
§ 2. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении
Глава 5. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта
§ 1. Формирование сотрудничества взрослого и ребенка
§ 2. Формирование способов усвоения общественного опыта
Глава 6. Физическое воспитание
Глава 7. Умственное воспитание
§ 1. Развитие внимания и запоминания
§ 2. Развитие восприятия и представлений
§ 3. Формирование мышления
§ 4. Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании
§ 5. Развитие речи
Глава 8. Формирование деятельности
§ 1. Деятельность и развитие ребенка
§ 2. Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности
§ 3. Формирование игровой деятельности
§ 4. Формирование продуктивных видов деятельности
Глава 9. Формирование основ личности
Глава 10. Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе
Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов педагогических Вузов, а также для студентов педагогических колледжей и училищ, имеющих дефектологическое отделение.
С начала выхода первого издания произошли значительные изменения в развитии отечественной теории и практики воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. С учетом этих изменений при работе над вторым изданием авторы внесли дополнения, были переработаны некоторые разделы глав.
Учебное пособие создано на основе обобщения практического опыта работы с детьми, с учетом современных подходов к воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта, анализа этапов становления дошкольной олигофренопедагогики в России.
В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в России является их воспитание и обучение в специализированных (коррекционных) дошкольных учреждениях.
Современные исследования в области коррекционной педагогики ориентированы на разработку концепции раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии, связанную с идеей семейно-общественного воспитания на основе принципов научности, вариативности, непрерывности и целостности.
Учебник состоит из двух разделов: «Общие вопросы курса дошкольной олигофренопедагогики» и «Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта».
В первом разделе дается характеристика дошкольной олигофренопедагогики как науки, выделившейся в самостоятельную отрасль дошкольной коррекционной педагогики: обобщены пути становления, определены предмет, задачи, принципы и методы этой науки, связь ее с другими науками.
Во втором разделе приводится подробное описание системы целенаправленной коррекционно-педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушениями интеллекта: представлена организация коррекционно-педагогического процесса в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении, изложены пути умственного воспитания детей изучаемой категории, а также даны направления формирования всех видов детской деятельности (игры, конструирования, рисования, элементарной трудовой и т.д.)- Определены те качества личности, которые следует воспитывать у них в целях формирования психологической готовности к обучению в школе и социальной адаптации к жизни.
В главах учебника включены вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы студентов, необходимые для активизации усвоения предлагаемого материала и формирования у студентов исследовательской деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Оглавление
- Раздел I. Общие вопросы курса дошкольной олигофренопедагогики Глава 1. Предмет, задачи, принципы и методы дошкольной олигофренопедагогики § 1. Пути становления дошкольной олигофренопедагогики
- § 2. Предмет в задачи курса дошкольной олигофренопедагогики
- § 3. Исходные теоретические положения и принципы дошкольной олигофренопедагогики
- § 4. Связь дошкольной олигофренопедагогики с другими науками
- § 5. Методы дошкольной олигофренопедагогики как науки
- § 6. Общие проблемы дошкольной олигофренопедагогики
- § 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта §1. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте
- § 2. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями интеллекта
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 3. Организация коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении § 1. Подход к отбору содержания обучения
- § 2. Организация педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении
- Вопросы и задания
- Литература
- Раздел II. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта Глава 4. Методические принципы подхода к обучению
- § 1. Принципы построения занятий
- 1. Смена видов деятельности
- 2. Повторяемость программного материала.
- 3. Формирование переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую.
- 4. Игровая форма
- § 2. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 5. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта § 1. Формирование сотрудничества взрослого с ребенком
- § 2. Формирование способов усвоения общественного опыта
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 6. Физическое воспитание
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 7. Умственное воспитание
- § 1. Развитие внимания и запоминания
- § 2. Развитие восприятия и представлений
- § 3. Формирование мышления
- § 4. Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании
- § 5. Развитие речи
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 8. Формирование деятельности § 1. Деятельность и развитее ребенка
- § 2. Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности
- § 3. Формирование игровой деятельности
- § 4. Формирование продуктивных видов деятельности
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 9. Формирование основ личности
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 10. Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе
- Вопросы и задания
- Литература
- Литература