Глава 3. Организация коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении § 1. Подход к отбору содержания обучения
Содержание обучения в специализированном дошкольном учреждении определяется программой воспитания и обучения умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. В основу программы положены сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где ведущим является нарушение интеллектуальной деятельности.
Задачи специализированного дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы программы специализированных дошкольных учреждений соответствуют тем, которые имеются в программе дошкольных учреждений общеообразовательного типа.
Однако очень важно при этом подчеркнуть, что содержание каждого раздела является специфическим. При отборе содержания обучения учитываются замедленный темп развития, отклонения в физическом и психическом развитии воспитанников. В содержание работы вводятся не только общие, возрастные, но и коррекционные задачи. Поэтому не следует автоматически переносить в занятия с умственно отсталыми детьми содержание программы детских садов общеобразовательного типа.
При отборе содержания для проведения занятий, как фронтальных, так и индивидуальных, педагоги и воспитатели должны, опираясь на программу специализированного детского сада, учитывать год обучения, уровень развития и возможности детей.
Планируя занятия с подгруппой, в которую входят дети с менее выраженной интеллектуальной недостаточностью, педагог должен сделать содержание занятий более насыщенным, чем с детьми второй подгруппы, в которой находятся дети с более выраженной умственной недостаточностью.
Особенно внимательным следует быть при отборе содержания индивидуальных занятий.
Хотя известна типичная структура нарушений ребенка, страдающего олигофренией в степени дебильности, в каждом индивидуальном случае она несколько видоизменяется. Так, у одного ребенка, кроме познавательной деятельности, резко страдает моторика, у другого — внимание, способность к подражанию, у третьего отсутствует практическая деятельность. Следовательно, при работе с первым ребенком нужно отбирать задания, дающие возможность повседневно и последовательно развивать моторику (крупную и мелкую), во втором случае — в каждое занятие включать упражнения, развивающие внимание, учить ребенка подражать действиям взрослого. В третьем случае на первый план ставится работа над формированием практической деятельности.
Поскольку умственно отсталые дети развиваются замедленно без коррекционного обучения, каждый такой ребенок обязательно должен пройти последовательно сначала программу первого года обучения, затем второго и т.д., независимо от того, в каком возрасте он поступил в специализированное дошкольное учреждение. При этом темп прохождения программы должен изменяться: если дети поступают в учреждение на шестом году жизни, то за один год нужно пройти программу первого и второго годов обучения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Оглавление
- Раздел I. Общие вопросы курса дошкольной олигофренопедагогики Глава 1. Предмет, задачи, принципы и методы дошкольной олигофренопедагогики § 1. Пути становления дошкольной олигофренопедагогики
- § 2. Предмет в задачи курса дошкольной олигофренопедагогики
- § 3. Исходные теоретические положения и принципы дошкольной олигофренопедагогики
- § 4. Связь дошкольной олигофренопедагогики с другими науками
- § 5. Методы дошкольной олигофренопедагогики как науки
- § 6. Общие проблемы дошкольной олигофренопедагогики
- § 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта §1. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте
- § 2. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями интеллекта
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 3. Организация коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении § 1. Подход к отбору содержания обучения
- § 2. Организация педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении
- Вопросы и задания
- Литература
- Раздел II. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта Глава 4. Методические принципы подхода к обучению
- § 1. Принципы построения занятий
- 1. Смена видов деятельности
- 2. Повторяемость программного материала.
- 3. Формирование переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую.
- 4. Игровая форма
- § 2. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 5. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта § 1. Формирование сотрудничества взрослого с ребенком
- § 2. Формирование способов усвоения общественного опыта
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 6. Физическое воспитание
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 7. Умственное воспитание
- § 1. Развитие внимания и запоминания
- § 2. Развитие восприятия и представлений
- § 3. Формирование мышления
- § 4. Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании
- § 5. Развитие речи
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 8. Формирование деятельности § 1. Деятельность и развитее ребенка
- § 2. Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности
- § 3. Формирование игровой деятельности
- § 4. Формирование продуктивных видов деятельности
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 9. Формирование основ личности
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 10. Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе
- Вопросы и задания
- Литература
- Литература