logo
razvitie_shpory

12. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9—11 лет. Начало периода уходит корнями в кризис 6-7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школь­ника. В школе возникает новая струк­тура этих отношений. Система «ребенок—взрослый» дифференцирует­ся на «ребенок—учитель» и «ребенок—родители». Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности — учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Специфика учения — в присвоении научных знаний. Основную часть содержания учебной деятельности составляют научные поня­тия, законы, общие способы решения практических задач. Именно поэтому условия формирования и осуществления учебной деятель­ности создаются только в школе, а в других видах деятельности усво­ение знаний выступает как побочный продукт в виде житейских поня­тии. В игре, например, ребенок стремится лучше выполнить какую-нибудь роль, и усвоение правил ее выполнения лишь сопутствует основному стремлению. И только в учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.