2.8 Методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы
Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых педагогов.
При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, эксперимент.
В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений, используя методы теоретического исследования. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общий принцип или правило.
В теоретических исследованиях используют индуктивные и дедуктивные методы Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - наоборот, от общего суждения к частному выводу.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности: общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
- Введение
- 1. Методология педагогических исследований
- 1.2 Основные методологические подходы в педагогике
- 2. Педагогическое исследование
- 2.1 Понятие «Педагогический процесс»
- 2.2 Уровни педагогических исследований
- 2.3 Закон и закономерность педагогического исследования
- 2.4 Этапы исследования
- 2.5 Основные компоненты научного исследования
- 2.6 Методы педагогических исследований
- 2.7 Теоретические и эмпирические методы исследования
- 2.8 Методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы
- 3. Традиционно-педагогические методы, педагогические эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике
- Семинарское занятие №1. Методология научного исследования.
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- 1.2. Общее понятие о методологии научного исследования
- Методология педагогики
- Методология педагогики и методика педагогических исследований.
- 1.Методология педагогики.
- Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования