2.5 Основные компоненты научного исследования
Тема исследования -- лаконичное и четкое выделение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.
Объект исследования -- сфера (область) поиска. Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).
Предмет исследования -- ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемым явлений: совокупность элементов, связей, отношений.
Проблема исследования -- вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что еще неизвестно в изучаемом явлении.
Цель исследования -- выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.
Задачи исследования -- конкретизация целей исследования: изучить,
определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т.п.
Гипотеза исследования -- предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует.
Все эти компоненты должны быть взаимосвязаны, и одно должно вытекать из другого и им определяться. В противном случае все исследование будет выстроено неверно и не даст научно достоверных и убедительных результатов.
Логика исследования:
Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования.
Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.
Составление списка литературы по проблеме исследования.
Определение обшей методики и методов исследования, базы исследования.
Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятый (понятия, на которых строится исследование).
Изучение опыта решения данной проблемы на практике.
Сбор констатирующего материала.
Анализ и обобщение полученных результатов, и построение на их основе гипотезы -- предположения о возможном способе разрешения возникнувшей проблемы.
Разработка методики проверки гипотезы.
Проведение опытно-экспериментальной работы (пилотный (пробный) и преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа).
Проведение контрольных срезов.
Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.
Выработка практических рекомендаций.
Оформление и литературная редакция работы.
- Введение
- 1. Методология педагогических исследований
- 1.2 Основные методологические подходы в педагогике
- 2. Педагогическое исследование
- 2.1 Понятие «Педагогический процесс»
- 2.2 Уровни педагогических исследований
- 2.3 Закон и закономерность педагогического исследования
- 2.4 Этапы исследования
- 2.5 Основные компоненты научного исследования
- 2.6 Методы педагогических исследований
- 2.7 Теоретические и эмпирические методы исследования
- 2.8 Методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы
- 3. Традиционно-педагогические методы, педагогические эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике
- Семинарское занятие №1. Методология научного исследования.
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- 1.2. Общее понятие о методологии научного исследования
- Методология педагогики
- Методология педагогики и методика педагогических исследований.
- 1.Методология педагогики.
- Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования