2.3 Закон и закономерность педагогического исследования
Конечная цель любого педагогического исследования - выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности. Понятие закономерности это главная научно-педагогическая категория. Она может быть определена как факт наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями. Науковеды пытаются уточнить пределы этой категории, установить различия между понятиями «закономерность» и «закон», которые в своей сущности совпадают. В педагогике понятие закономерности употребляют для обозначения такой связи между явлениями, особенностью которой является массовость, а также для обозначения определенного порядка в явлениях объективной действительности.
Закон - строго зафиксированная закономерность. Научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности.
Закономерности и законы максимально <уплотняют» знания, сокращают объем информации, которым владеет наука. Это сокращение достигается не механическим путем, не сокращением «лишней» информации, а путем ее укрепления, сведения единичных зависимостей к существенным отношениям. Сводя разнообразие явлений к существенным отношениям, закономерности и законы одновременно как бы упрощают знания, проясняют их, придают им более рациональную форму, удобную для хранения и передачи. Благодаря закономерностям и законам человечество может оперировать несравнимо меньшим количеством информации, но информации более высокого качества. Отменить закон нельзя, но его можно правильно использовать в своих интересах.
Научные законы классифицируются по критерию общности в зависимости от того, на какой крут явлений распространяется их действие. К первой группе относятся законы, сфера действия которых сравнительно узка, это так называемые конкретные, специфические законы. Вторую группу составляют общие законы, сфера действия которых достаточно широка и не ограничивается одним или несколькими видами явлений. Третью группу составляют всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях.
Научные законы распределяются и по другим признакам. Различают законы, отражающие связи между явлениями во времени, в пространстве, законы динамические и статические. Законы, выражающие функциональные, вероятностные, статистические связи. Законы делятся также на количественные и качественные. Первые допускают выполнение тех процессов, на которые они распространяются. Вторые количественных манипуляций не допускают.
Объективность закона не зависит от форты выражения. Если он правильно отражает связь, то не имеет значения, в какой форме она выражается.
- Введение
- 1. Методология педагогических исследований
- 1.2 Основные методологические подходы в педагогике
- 2. Педагогическое исследование
- 2.1 Понятие «Педагогический процесс»
- 2.2 Уровни педагогических исследований
- 2.3 Закон и закономерность педагогического исследования
- 2.4 Этапы исследования
- 2.5 Основные компоненты научного исследования
- 2.6 Методы педагогических исследований
- 2.7 Теоретические и эмпирические методы исследования
- 2.8 Методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы
- 3. Традиционно-педагогические методы, педагогические эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике
- Семинарское занятие №1. Методология научного исследования.
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- 1.2. Общее понятие о методологии научного исследования
- Методология педагогики
- Методология педагогики и методика педагогических исследований.
- 1.Методология педагогики.
- Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования