logo
Методология научных исследований в педагогике

Введение

педагогическое исследование научное эксперимент

У каждого изучающего теорию рано или поздно возникают вопросы: как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно отражают они реальную действительность, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов исследования. «Часто говорят, и недаром, - писал И.П.Павлов, - что наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемой методикой. С каждых шагом методики вперед мы как бы поднимаемся на ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт с невидимыми ранее предметами».

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название «методология».

Не только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и образовательной практики.

Объективность и надежность научны выводов зависят также от общего подвода к пониманию сущности изучаемых явлений и процессов. Методологическая платформа исследования педагогической деятельности - теория познания. Общий метод научного познания, требования которого имеют универсальный характер, выполняет направленную функцию.

Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Средства извлечения информации должны соответствовать специфике изучаемого предмета. Каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

Цель курсовой работы - рассмотреть что такое наука «методология»;

рассмотреть методы педагогического исследования используемые в современной педагогике.

Основные задачи курсовой работы:

Изучить и дать понятие науке « методология»;

Дать понятие и рассмотреть из чего состоит педагогическое исследование.

Рассмотреть классификации и дать характеристику методам исследования, используемые в современной педагогике.