2.4 Этапы исследования
Нужно различать теоретическое педагогическое исследование, проводимое со специальной научной целью, и прикладное (научно-практическое), которое должен уметь проводить каждый творчески работающий педагог-практик. Такое исследование предполагает ряд стадий: подготовительную, практическое решение проблемы, количественную обработку полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и предложений.
На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Далее осуществляется сбор предварительных материалов (анамнез) для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы (наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов, и другие методы).
Эта работа завершается формулировкой гипотезы, т.е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. И, наконец, составляется методика исследования - отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных.
Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.
Количественная обработка полученных данные осуществляется с помощью математических методов исследования.
Интерпретация полученных данных проводится на основе педагогической теории с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы. Это позволяет сформулировать выводы и предложения.
Объем и продолжительность научно-практического исследования определяются характером проблемы. Конечным и основным этапом научно-практического исследования является внедрение его результатов в образовательный процесс. Новые педагогические знания распространяются через устные выступления исследователей на конференциях, через публикации научных статей, брошюр, книг, методических рекомендаций и программно-методических документов, через учебники и учебные пособия по педагогике.
- Введение
- 1. Методология педагогических исследований
- 1.2 Основные методологические подходы в педагогике
- 2. Педагогическое исследование
- 2.1 Понятие «Педагогический процесс»
- 2.2 Уровни педагогических исследований
- 2.3 Закон и закономерность педагогического исследования
- 2.4 Этапы исследования
- 2.5 Основные компоненты научного исследования
- 2.6 Методы педагогических исследований
- 2.7 Теоретические и эмпирические методы исследования
- 2.8 Методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы
- 3. Традиционно-педагогические методы, педагогические эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике
- Семинарское занятие №1. Методология научного исследования.
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- 1.2. Общее понятие о методологии научного исследования
- Методология педагогики
- Методология педагогики и методика педагогических исследований.
- 1.Методология педагогики.
- Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования