2.1 Понятие «Педагогический процесс»
Научное педагогическое исследование - процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленной на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Характерная черта педагогических процессов - неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже одного - двух факторов, чтобы эти результаты существенно отличались между собой. Неопределенный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования, вынуждает педагогов прибегать к различным ухищрениям для извлечения правдивой информации.
Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. В области естественных наук (физики, химии и т.д.) исследователь может многократно повторять эксперимент, используя одни и те же материалы и создавая неизменные условия. В результате он приходит к однозначному заключению - связь между исследуемыми факторами существует или же ее нет. Педагог - исследователь такой возможности лишен. При повторном исследовании он уже имеет дело фактически с другим «материалом», да и условия почти никогда не удается соблюсти прежними. В результате проведенной ранее работы характеристики используемых данных изменяются необратимо. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы тщательно он ни был подготовлен и проведен. Учитывая это обстоятельство, педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.
Еще одной важной особенностью педагогических процессов является то, что в них участвуют люди всех возрастов, начиная с грудных младенцев. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованны и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемым. Желательно, чтобы они носили учебно-воспитательный характер. Эксперименты, противоречащие нравственны и этическим нормам, запрещены.
Компенсировать переменчивость педагогических процессов и получить объективные выводы при их изучении можно только одним способом -многократно увеличив число наблюдений. В этом случае недостатки отдельных исследований сглаживается за счет массовости. В общественных науках, к которым относится и педагогика, выводы формyлируются не иначе как в усредненной, обобщенной форме. Крайние отклонения обычно отсекаются, уступал место спокойной массовой тенденции.
- Введение
- 1. Методология педагогических исследований
- 1.2 Основные методологические подходы в педагогике
- 2. Педагогическое исследование
- 2.1 Понятие «Педагогический процесс»
- 2.2 Уровни педагогических исследований
- 2.3 Закон и закономерность педагогического исследования
- 2.4 Этапы исследования
- 2.5 Основные компоненты научного исследования
- 2.6 Методы педагогических исследований
- 2.7 Теоретические и эмпирические методы исследования
- 2.8 Методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы
- 3. Традиционно-педагогические методы, педагогические эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике
- Семинарское занятие №1. Методология научного исследования.
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- 1.2. Общее понятие о методологии научного исследования
- Методология педагогики
- Методология педагогики и методика педагогических исследований.
- 1.Методология педагогики.
- Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования