3. Исследование профессиональной направленности старшеклассников
Профориентационная работа в школе ведется со старшеклассниками в подростковом возрасте, именно в этом возрасте появляется особый интерес к себе как личности /28/.
В подростковом возрасте происходит выработка соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Соответствующие интересы и склонности зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах.
В старших классах появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, которые позволяют заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Подросток начинает с нарастающим интересом присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентаций /29/.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становиться центральным новообразованием ранней юности. Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему /30/.
Традиционный смысл профконсультационной помощи видеться в выдаче самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций о выборе подходящей для него профессии или сферы деятельности. Основанием для такой рекомендации является изучение качеств подростка и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.
В более современном понимании смысл профконсультационной помощи сводиться к постепенному формированию у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке профессиональных планов и перспектив. При этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также одно из упражнений для формирования способности к последующим профессиональным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало /31,32/.
В данной дипломной работе мы проводили исследование профессиональной направленности старшеклассников и автоматизировали применяемые нами методики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Анализ литературы по проблемам профориентационной работы в школе;
2. Сбор данных об используемых методах профориентационной работы в школе;
3. Составление батареи методик для исследования профессиональной направленности старшеклассников;
4. Анкетирование школьников по выбранным методикам;
5. Анализ информационных технологий по автоматизации тестов;
6. Автоматизирование методик.
В рамках дипломной работы было проведено исследование цель которого состояла в выявлении сформированности профессиональных интересов и склонностей учащихся 10 - 11 классов и проведении их сравнительного анализа.
Объектом исследования является мотивационная направленность старшеклассников.
Предметом исследования является выявление индивидуальных склонностей и способностей личности, с целью оказания помощи в выборе профессии.
Гипотеза исследования такова, что вовремя выявленные интересы и склонности учащихся существенным образом влияют на правильный выбор профессии.
Для проверки выдвинутой гипотезы мы использовали метод тестирования. Нами применялись следующие методики:
дифференциально-диагностический опросник (ДДО) интересов Е.А. Климова, служащий для оценки профориентационной направленности личности;
методика "Карта интересов А.Е. Голомштока", которая изучает интересы и склонности старшеклассников в различных сферах деятельности;
тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана, предназначенный для диагностики устойчивых мотивов деятельности личности.
- Введение
- 1. Методологические основы профессиональной ориентации
- 1.1 Основы профориентационной работы
- 1.2 Проблемы профориентационной работы в школе
- 1.3 Профессиональная консультация
- 1.4 Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации
- 1.4.1 Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
- 1.4.2 Карта профессиональных интересов и профессиональной направленности (модифицированная методика А.Е. Голомштока)
- 1.4.3 Тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация опросника А. Мехрабиана)
- 2. Автоматизация методик исследования профессиональной направленности старшеклассников
- 2.1 Обзор программных средств для разработки тестов
- 2.2 Описание среды визуального программирования Borland Delphi
- 2.3 Назначение программы
- 2.4 Системные требования и установка
- 2.5 Описание модулей программы
- 2.6 Структура программы
- 2.7 Описание работы с программой
- 3. Исследование профессиональной направленности старшеклассников
- 3.1 Результаты тестирования
- 2.1. Программа исследования
- Глава II. Исследование профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне………………………………15
- 2.1. Исследование профессиональной направленности старшеклассников
- 2.1. Исследование профессиональной направленности учащихся
- 2.2. Анализ результатов исследования профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Организация опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональной направленности личности старшеклассников
- 2. 1. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.