2. 1. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.
Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений.
Происходящее в настоящее время внедрение профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ актуализирует проблему профессионального самоопределения старших подростков.
Исходя из этого, можно сказать, что профессиональное самоопределение старшеклассников становится одним из самых актуальных вопросов на сегодняшний день.
Исследования по определению взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников проводились в феврале 2011 года.
Цель исследования: определить влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи исследования:
- изучить профессиональную направленность старшеклассников;
- определить доминирующие ценности старшеклассников;
- рассмотреть взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
Объектом исследования являются ученики 11 «В» класса, МОУ СОШ № 22.
Предметом исследования является влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Выборка. Исследования проводились на базе МОУ СОШ № 22, города Коврова. В исследованиях приняли участие дети старшего школьного возраста – ученики 11 «В» класса, в количестве 25 человек. Возрастной состав испытуемых 16 – 17 лет.
Методы: в ходе исследования были использованы дифференциально-диагностический опросник Е.Климова (тип профессии) и Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.
Для определения профессиональной направленности старшеклассников был использован дифференциально-диагностический опросник Е.Климова (тип профессии).
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова.
Интересы и склонности человека - важные факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Склонность отражает положительное внутреннее мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Опросник позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой области приложения сил он сейчас более склонен, к какой - менее, но не насколько.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов (см. приложение I) поставить знак «+». Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Наиболее подходящим для испытуемого является тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Е. А. Климов выделяет следующие типы профессий:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Для выявления ценностных ориентаций нами была использована методика М. Рокича, адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым «ценностные ориентации», основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
- Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций старших школьников при выборе профессии……………………………………………6
- Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников…………………21
- Введение.
- Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций старших школьников при выборе профессии.
- 1. Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 1. 2. Профессиональное самоопределение: понятие, этапы, типы и уровни.
- Условия профессионального самоопределения.
- Типы и уровни профессионального самоопределения.
- Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
- 2. 1. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
- 2. 2. Анализ результатов изучения взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.