2.2. Анализ результатов исследования профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
Для выявления преобладающего типа профессий был использован опросник Климова.
Результаты дифференциально-диагностического опросника (ДДО-М) Е.А.Климова.
Таблица 1.
Типы профессий | Ч – П | Ч – Т | Ч – Ч | Ч – З | Ч – Х |
Количество учащихся, | 1 | 1 | 10 | 3 | 4 |
Гистограмма преобладающих типов профессий учащихся 11 «А» класса.
Согласно полученным результатам испытуемых можно разделить на пять групп преобладающих типов профессий.
К первой группе относятся учащиеся (5 %) с профессиональной ориентацией по типу «Человек – Природа» по ДДО Е.А.Климова. Для этих старшеклассников главный, ведущий предмет труда – природа. Профессии: эколог, агроном, зоотехник, ветеринар, эпидемиолог и др.
Вторую группу составили учащиеся (5 %) профессиональные ориентации которых соответствуют типу «Человек – Техника», согласно опроснику Климова. Выбирают профессии конкретного действия: механик, электрик и т.п. Этой группе свойственны математические, а не вербальные способности.
В третью группу вошли учащиеся (53 %), относящиеся к типу «Человек – Человек», согласно опроснику Е. А. Климова. Эти молодые люди обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Предпочитаемые профессии – врач, психолог. Хорошо развиты вербальные способности.
К четвертой группе (16 % учащихся) относятся молодые люди, предпочитающие профессии типа «Человек – Знаковая система», по ДДО Климова. Здесь главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Данная группа людей выбирала следующие профессии: заведующий, директор, журналист, судья, дипломат и т.п.
В пятую группу вошли старшеклассники (21 %), для которых наиболее подходящим типом профессий, по опроснику Е. А. Климова являются профессии типа «Человек – Художественный образ». Данной группе людей присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость, оригинальность, независимость решений, несоциальность – в смысле отличия от окружающих людей. Предпочитают занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Очень высоки способности моторики и восприятия.
Для определения степени сформированности профессиональной направленности личности была использована анкета оптанта. В ходе исследования были выявлены следующие степени сформированности профессиональной направленности личности у учащихся 11 «А» класса.
Таблица 2.
Результаты, полученные с помощью анкеты оптанта.
Степень сформированности | Полностью сформированная профессиональная направленность | Тенденция к сформированности профессиональной направленности
| Отсутствие сформированности профессиональной направленности |
Количество учащихся, | 5 | 8 | 6 |
Гистограмма степени сформированности профессиональной направленности у учащихся 11 «А».
В ходе исследования было выявлено, что в данной выборке у 26 % (5 человек) опрашиваемых наблюдается полностью сформированная профессиональная направленность личности. Это значит, что их выбор будущей профессии осознан и полностью соответствует следующим критериям:
- наличие выбранной профессии;
- соответствие выбранной профессии интересуемой области деятельности (естественно-научной, точным наукам, общественно-научной, гуманитарной, сфере искусства, или же отсутствие определенных интересов);
- наличие приязни к выбранной профессии;
- наличие не менее трех причин выбора этой профессии.
У 42 % (8 человек) испытуемых наблюдается тенденция к сформированности профессиональной направленности. Это означает, что в их ответах отсутствовали один-два критерия из вышеперечисленных. Так, например, у 49 % (4 человека) опрошенных из этих 8 человек отсутствовало соответствие выбранной профессии интересуемой области деятельности (естественно-научной, точным наукам, общественно-научной, гуманитарной, сфере искусства, или же отсутствие определенных интересов). У 25 % опрошенных не было выявлено не менее трех причин выбора этой профессии и наличие приязни к выбранной профессии. У 13 % (1 человек) – отсутствовала выбранная профессия. У 13 % (1 человек) – не наблюдалось приязни к выбранной профессии.
Полное отсутствие сформированности профессиональной направленности личности наблюдалось у 32 % опрошенных, т.е. в их ответах не было выявлено более двух критериев из вышеперечисленных.
Исследования влияния преобладающего типа профессий на степень сформированности профессиональной направленности личности выявили следующие особенности.
Таблица 3.
Соотношение преобладающего типа профессий со степенью сформированности профессиональной направленности личности старших школьников.
Степень сформированности профессиональной направленности личности | Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-З | Ч-Х |
Полностью сформированная профессиональная направленность личности | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 |
Тенденция к сформированности профессиональной направленности личности | 1 | 0 | 4 | 1 | 2 |
Отсутствие сформированности профессиональной направленности личности | 0 | 0 | 4 | 0 | 2 |
Гистограмма влияния преобладающего типа профессий на степень сформированности профессиональной направленности личности старших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что у разных типов профессий степень сформированности профессиональной направленности развита на разных уровнях.
Так в данной выборке к типу профессии «Человек – Природа» относится один человек (100 %). Его степень сформированности профессиональной направленности обозначена как «тенденция к сформированности профессиональной направленности личности».
К типу профессий «Человек – Техника» относятся один человек (100 %). По данным анкеты он имеет полностью сформированную профессиональную направленность личности.
На основе этих данных нельзя делать вывод, что подобное соотношение зависимости степени сформированности профессиональной направленности личности от преобладающего типа профессий будет и в других выборках.
Что же касается данной выборки, то старшеклассник, у которого преобладает тип профессии «Человек – Природа» не определился с будущей профессией. Старшеклассник с типом профессии «Человек – Техника» демонстрирующий полную сформированность профессиональной направленности личности определился с будущей профессией, выбранная профессия соответствует интересующей области деятельности, так же данную профессию выбрали его друзья.
Старшеклассники с доминирующим типом профессии «Человек – Человек» разделились следующим образом: 2 человека (20 %) демонстрируют полную сформированность профессиональной направленности личности, 4 человека (40 %) проявляют тенденцию к сформированности профессиональной направленности личности, у 4 человек (40 %) наблюдается отсутствие сформированности профессиональной направленности. Подобное соотношение результатов может быть вызвано тем, что многие старшеклассники не знают о сути выбранных профессий, не знают чем им придется заниматься или тем, что многие не могут определиться с будущей профессией, так как многие профессии типа «Человек – Человек» на данный момент мало востребованы или неприбыльны в материальном плане.
У старшеклассников с типом профессии «Человек – Знаковая система» выявлено, что полную сформированность профессиональной направленности личности демонстрируют 2 человека (67 %), тенденцию к сформированности профессиональной направленности личности демонстрирует один человек (33 %). Отсутствие сформированности профессиональной направленности личности в группе старшеклассников с преобладающим типом профессий «Человек – Знаковая система» не выявлено. Подобное соотношение результатов объясняется особенностями людей данного типа – терпеливостью, собранностью, внимательностью.
В группе учеников с преобладающим типом профессий «Человек – Художественный образ» полная сформированность профессиональной направленности личности не обнаружена. У 2 человек (50 %) наблюдается тенденция к сформированности профессиональной направленности личности, у 2 человек (50 %) сформированность профессиональной направленности личности отсутствует. Возможно это объясняется личностными особенностями учащихся.
В ходе исследования было установлено, что степень сформированности профессиональной направленности личности старшеклассников зависит от преобладающего типа профессий. Следовательно, гипотеза подтвердилась.
- Глава I. Теоретические основы изучения профессиональной направленности личности старших школьников…………………………………………………6
- Глава II. Исследование профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне………………………………15
- Глава I. Теоретические основы изучения профессиональной направленности личности старших школьников.
- Понятие профессиональной направленности личности старших школьников.
- Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности старших школьников.
- Профессиональная направленность личности как фактор профессионального самоопределения старших школьников.
- Глава II. Исследование профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- 2.1. Методы исследования профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- 2.2. Анализ результатов исследования профессиональной направленности личности старших школьников на психодиагностическом уровне.
- 2.3. Коррекционные мероприятия.
- Профориентация. Выбор профессии.
- Заключение.
- Список источников.