logo
Организация диагностики Ваньков А

Организация опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональной направленности личности старшеклассников

Старший школьный возраст — это завершающий период детства, в течение которого решаются задачи выбора жизненного пути, профессионального самоопределения. Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. А важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

У большинства старшеклассников присутствуют заблуждения и колебания в профессиональной направленности. Его манят десятки профессий. Актуальными в данное время являются вопросы, связанные с профессиональной направленностью личности старшеклассников. Существует проблема выбора старшеклассниками будущей профессии.

Профессиональная направленность – это та качественная особенность личности, которая выражает степень единства интересов, склонностей, предпочитаемых областей профессиональной деятельности, личностных профессиональных типических черт и профессионально значимых качеств.

В современной науке существует ряд подходов к проблеме становления профессиональной направленности старшеклассников. В их числе труды отечественных психологов Е. А. Климов, Л. М. Митина, Э. Ф. Зеер и др. В зарубежной психологии вопросы, имеющие отношение к данной области решаются в трудах Дж. Голланда, О. Крегера, Дж. Тьюсон.

Определение критериев, позволяющих проводить изучение профессиональной направленности личности с целью систематизации и развития ее основных характеристик, позволило нам выделить в качестве особенно важных:

интересы; склонности; предпочитаемые области профессиональной деятельности; профессиональный тип личности; профессионально значимые качества личности.

В экспериментальных исследованиях, проведенных нами на базе МОУ СОШ № 14 г. Тулы с учениками старших классах класса в возрасте 16-17 лет, а также со студентами ТГПУ им. Л.Н. Толстого 1-2 курсов для изучения данных критериев были использованы две группы методик.

Первая группа была составлена из стандартного для решения подобных проблем набора методик: «тест-опросник Дж. Голланда», «Карта интересов А. Е. Голомштока», «дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова.

Вторая же группа методик была предложена в силу того, что у каждого из старшеклассников могут не соответствовать предпочитаемая профессиональная область и профессионально важные качества, определяемые его типом личности.

Для определения типа личности в ходе работы проблемной группы «Типология личности», нами был разработан и стандартизирован для юношеского возраста «опросник определения соционического типа личности».

В работе со студенческой проблемной группой «Типология личности», функционирующей на базе факультета психологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого мы ставим актуальные на данный момент задачи соотнесения различных подходов для изучения возможностей повышения эффективности профориентационной деятельности практического психолога образования.

Классификация Карла Юнга, разделившего в 1921 г. различные группы людей по основным архетипам (совокупности инстинктов) послужила основой нескольких родственных вариантов типологии личности. Согласно теории Юнга, мы рождаемся с предрасположенностью к развитию определённых свойств личности. В типологии есть четыре пары альтернативных предпочтений. Вы – или экстраверт или интроверт, и так далее для иных пар1.

Экстраверсия (E)

Интроверсия (I)

Сенсорика (S)

Интуиция (N)

Этика (T)

Логика (F)

Рациональность (J)

Иррациональность (P)

Отсутствие в практической психологии теста-опросника, адаптированного для применения в нашей стране и отвечающего требованиям к его валидности, надежности, точности и однозначности, побудило нас к созданию и стандартизации на выборке студентов и старшеклассников опросника. Отличительной чертой последнего является наличие шкалы лжи, повышающей надежность методики.

Найти, какое из 16 возможных сочетаний у характеризует тип личности человека – представляет собой цель предлагаемой психодиагностической методики «опросник определения соционического типа личности»

Методика «опросник определения соционического типа личности». К.психол. н. Ваньков А.Б.