Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества
1) Самореализация интеллектуальная и эстетическая (роль самодеятельного творчества в самореализции личности)
2) Освоение культурного опыта
3) Приобретение навыков увлекательного проведения досуга
4) Просветительская функция
5) Эстетическая функция
6) Созидательная функция
7) Функция социализации, в том числе способность к коммуникации, коллективному взаимодействию, обмену опытом.
8) Ценностная функция
9) Познавательная функция, в том числе формирование познавательного интереса к различным сферам культуры и человеческой деятельности
10) Рекреационная функция
11) Реабилитационная функция
12) Функция развития интуиции
13) Функция развития логического и ассоциативного мышления
14) Воспитательная функция, в том числе воспитание патриотизма, социальной активности, уважения к чужой культуре.
15) Функция развития личности и функция самопознания
16) Функция самосовершенствования
17) Развлекательная функция
Множественность функций определяется множественностью форм и методов художественного творчества. Это практически все виды искусств. Кроме того, художественное творчество нередко органично вписывается в творчество техническое. Так, вышивание, выпиливание, моделирование носит часто эстетическую составляющую. Ряд занятий выполняет функцию развития мелкой моторики пальцев, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Известно, что рисунок может служить средством психической диагностики, а также снимать психологическое напряжение.
Художественное творчество способствует формированию чувства юмора, следовательно, обеспечивает хорошее настроение.
Отметим, что перечисленные функции пересекаются. Дополняют друг друга. Трудно выделить какую-то одну функцию даже в одном конкретном виде самодеятельного творчества. Обычно эти функции выступают в комплексе.
Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ.
Игровая программа может рассматриваться как совокупность разнообразных видов игровой деятельности, объединенных сюжетным ходом, обеспечивающую активизацию и развитие личности. Непременным условием успеха является целостность программы: композиционное построение, взаимодействие структурных компонентов, динамика развития игровой задачи и способы достижения педагогического результата (что станет итогом, какие изменения произойдут с ребенком, какие переживания, стремления вызовет то или иное действие, о чем ребенок вспомнит после программы), единое музыкальное и художественное оформление.
Игровые программы отвечают общим принципам театрально- постановочного искусства. Выбор темы в них должен отвечать интересам и потребностям целевой аудитории. Имея ввиду, что ориентация ведется чаще всего на детей, необходим учет их возраста при выборе темы и дозировке нагрузок в ходе игры.
Композиционное построение сценария:
завязка,
развитие действия,
кульминация.
Игровой эпизод как первоначальная ячейка сценария.
Для игры особенно важны: 1. Занимательность и интрига, неожиданность поворотов, которые программируются при построении композиции 2. Возможность разной реакции участников, что требует готовности к экспромту в ходе проведения игры 3. Предоставление играющим возможности самостоятельного принятия решения в ходе общих правил игры.
Сегодня созданию игр, вовлекающих в свое действие большое число участников, уделяется особое внимание. Придуманы полномасштабные длительные игры со своими особенностями. Они названы их сценарными играми, потому что такие игры, как правило, имеют определенную сюжетную линию (сценарий) и все задания в игре (цели) соответствуют этой сценарной основе. Такие игры, как правило, проходят на достаточно большой территории, в них участвует одновременно большое количество игроков, разделенных на две или более стороны (команды) с четкой иерархической системой управления внутри команды, и длятся они сразу несколько часов подряд.
Для реализации сценарного хода необходимы четкие правила, а также наличие беспристрастного жюри (арбитра), который следит за выполнением участниками правил.
Основными идеями современных сценарных (тактических) игр являются реконструкции баталий минувших дней либо фантастические битвы будущего рожденные фантазией организаторов. Хорошие организаторы сценарной игры всегда стремятся к тому, что бы по возможности исключить опасные участки на территории, где будет проходить действие и ограничить размеры этой площадки. В ряде случаев необходимо особое внимание уделять безопасности игроков и учесть их импровизаторские возможности.
Во-первых, необходимо сформулировать педагогическую цель, которая в свою очередь определяет форму, характер и содержание избираемой игры.
На втором этапе организации игр формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить в данных условиях с данной аудиторией (учитывая возраст и количество играющих, их психологические и физические особенности, уровень общего развития, знания, умения, навыки и уровень интереса к данному виду художественной деятельности.)
Одной из основных задач игровой деятельности является формирование направленности на искусство.
32. Принципы детского художественного (самодеятельного) творчества.
Принципы – основополагающие требования, которые предъявляются к какому-либо процессу.
Принцип всеобщности и доступности детского самодеятельного творчества
Принцип систематичности и целенаправленности в деле организации и развития детского самодеятельного творчества
Принцип взаимообусловленности воспитательной и учебно-творческой работы
Принцип самодеятельности
Принцип индивидуального подхода
Принцип общественной значимости
Принцип преемственности детской и взрослой самодеятельности
Принцип занимательности в развитии детского самодеятельного творчества
К ним в первую очередь относится принцип всеобщности и доступности детского самодеятельного творчества, т. е. приобщения всех без исключения детей, подростков и юношества к творческой досуговой деятельности на основе их запросов и интересов.
Художественная деятельность детей, подростков и юношества осуществляется в свободное от их основного вида деятельности (учебы) время. Именно свободное время есть время художественного развития личности. Однако само по себе свободное время не является показателем ценности. Досуг может стать и могучим стимулом развития личности, и превращаться в разрушительную силу. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соответствии «спроса» и «предложения» в сфере досуговой художественной деятельности, о создании условий для приобщения всех без исключения детей, подростков и юношества к творческой деятельности.
Принцип систематичности и целенаправленности в деле организации и развития детского самодеятельного творчества предполагает целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и преемственности в работе всех социальных институтов художественно-воспитательной направленности. Семья, школа, внешкольные учреждения должны осуществлять художественное воспитание в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.
Принцип взаимообусловленности воспитательной и учебно-творческой работы означает, что самодеятельное творчество это не только путь приобщения детей к искусству, но и средство воспитания, причем на основе их единства: т. е. воспитательный процесс в детском самодеятельном объединении должен строиться на основе учебно-творческой работы, а учебно-творческая работа должна носить всесторонне воспитательный характер.
Принцип самодеятельности реализуется во всех направлениях детского самодеятельного творчества: от репетиционной работы до организации крупномасштабного массового мероприятия. Этот принцип зиждется на творческой самодеятельности в самоуправлении детского объединения при опоре на сознательность и активность его участников, на их заинтересованность и увлеченность.
Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей и особенностей детей, подростков и юношества в процессе организации воспитательной и учебно-творческой работы в самодеятельном объединении. Индивидуальный подход обеспечивает комфортное состояние каждого члена коллектива и, как следствие, полноценный морально-психологический климат в самом коллективе.
Принцип общественной значимости служит выражением связи деятельности детского самодеятельного объединения с жизнью города, страны, всей планеты. Соблюдение этого принципа предполагает включение ребенка в общественную практику, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс органичного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, жившую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
Принцип преемственности детской и взрослой самодеятельности — преемственности в развитии видов и жанров самодеятельного творчества, в использовании художественных и нравственных ценностей поколений, в поддержании традиций и передаче опыта. Осуществление органичного взаимодействия поколений в художественном освоении мира.
Принцип занимательности в развитии детского самодеятельного творчества заключается в создании непринужденного общения посредством введения в учебно-творческий и воспитательный процесс игры (со всем ее многообразием), театрализации и самой разнообразной атрибутики, что превращает художественно-творческую деятельность детей в праздник.
Принципы организации детского самодеятельного творчества по своим масштабам воздействия на личность выходят далеко за рамки формирования творческих свойств и качеств, а стало быть, и сама деятельность по художественному воспитанию подрастающего поколения есть крупномасштабная педагогическая акция, цель которой — разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши.
- Ответы к госам
- 1. Культурология в системе научного знания.
- 2. Возможности педагогического воздействия в стимулировании творческих способностей подростков в любительском коллективе.
- 3. Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики.
- 4. Дифференцированный подход в организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 5. Сущность, основные понятия и категории социально-культурной деятельности и сферы их реализации.
- Сферы реализации социально-культурной деятельности:
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 1. Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.
- 8. Культурно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста.
- 9. Современные концепции досуга.
- 10. Культурно-воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста.
- 11.Сущность и структура социально-культурной деятельности.
- 12. Культурно-воспитательная работа с подростками.
- 13. Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности.
- 14. Культурно-воспитательная работа с трудными подростками.
- 16. Диагностика и развитие творческих способностей у детей.
- 17. Профессиональные требования к организатору социально-культурной деятельности.
- 18. Принципы организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 19. Инфраструктура социально-культурной сферы.
- 20. Психолого-педагогические основы детского художественного творчества.
- В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- 22. Характеристика и отличительные особенности детского досуга
- Функции детского досуга:
- Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
- 23. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих:
- Можно выделить основные модели реализации метода педагогического сотворчества:
- 24. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- Основные этапы работы над сценарием
- Методические требования при разработке сценария
- Виды сценариев
- 26. Детское творчество, его сущность и специфика.
- Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
- 27. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности.
- Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые.
- 28. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
- Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
- 29. Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность. (почитать косякову)
- I. Младенчество, орально – сенсорная стадия. (0 - 1 г.)
- II. Ранний возраст, мышечно – анальная стадия (1 - 3 г.)
- III. Дошкольный возраст, локомоторно – генитальная стадия (3 - 5 л.)
- IV. Школьный возраст, латентная стадия (5 - 11 л.)
- V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.)
- 30. Социально-педагогические функции детского художественного (самодеятельного) творчества.
- Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества
- 33. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Основные признаки игровой деятельности.
- 34. Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
- 1. Процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
- 2. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
- 3. Задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
- 4. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.
- 35. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности.
- 37. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 38. Студия как форма организации художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.
- Основные задачи региональной политики в сфере культуры формируются как:
- Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает:
- 40. Любительское детское объединение как форма организации художественно-творческого процесса подростков и юношества.
- 41. Менеджмент как система управления и специальный вид деятельности.
- Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности.
- Большинству игр присущи четыре главные черты (по с.А.Шмакову):
- 43. Сущность маркетинга и маркетинговая среда.
- 44. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации.
- 45. Формирование маркетинговой стратегии и тактики.
- 46. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства.
- 47. Формирование коммуникативной культуры личности как задача специалиста социально-культурной сферы.
- 48. Социально-культурные функции самодеятельного творчества.
- 2. Функция — побуждение, формирование и развитие художественных потребностей подрастающего поколения.
- 3. Социально-педагогическая (мировоззренческая) функция.
- 4. Художественно-просветительная функция.
- 5. Профориентационная функция
- 6. Рекреационная функция.
- 7. Прокреативная (порождающая) функция.
- 49. Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
- III. Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.
- IV. Принцип технологического подхода к управлению оздоровительно-досуговым процессом.
- 51. Технологии социально-культурной реабилитации.
- 52. Типология самодеятельных объединений
- Виды самодеятельного творчества
- 53. Технологии социально-культурного проектирования. Этапы проектирования.
- 54. Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 55. Этнонаправленные технологии как инструмент межнационального обмена и сотрудничества.
- Специфика этнонаправленных технологий
- 56. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 58. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры.
- 59. Сценарий как идейно-художественная основа культурно-досуговых программ.
- 60. Особенности педагогического общения. Основные факторы эффективности педагогического общения в детском объединении
- Три основные стороны общения
- Качества личности педагога, важные для общения
- Стиль педагогического общения