logo search
МОИ Ответы к госам

Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества

1) Самореализация интеллектуальная и эстетическая (роль самодеятельного творчества в самореализции личности)

2) Освоение культурного опыта

3) Приобретение навыков увлекательного проведения досуга

4) Просветительская функция

5) Эстетическая функция

6) Созидательная функция

7) Функция социализации, в том числе способность к коммуникации, коллективному взаимодействию, обмену опытом.

8) Ценностная функция

9) Познавательная функция, в том числе формирование познавательного интереса к различным сферам культуры и человеческой деятельности

10) Рекреационная функция

11) Реабилитационная функция

12) Функция развития интуиции

13) Функция развития логического и ассоциативного мышления

14) Воспитательная функция, в том числе воспитание патриотизма, социальной активности, уважения к чужой культуре.

15) Функция развития личности и функция самопознания

16) Функция самосовершенствования

17) Развлекательная функция

Множественность функций определяется множественностью форм и методов художественного творчества. Это практически все виды искусств. Кроме того, художественное творчество нередко органично вписывается в творчество техническое. Так, вышивание, выпиливание, моделирование носит часто эстетическую составляющую. Ряд занятий выполняет функцию развития мелкой моторики пальцев, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Известно, что рисунок может служить средством психической диагностики, а также снимать психологическое напряжение.

Художественное творчество способствует формированию чувства юмора, следовательно, обеспечивает хорошее настроение.

Отметим, что перечисленные функции пересекаются. Дополняют друг друга. Трудно выделить какую-то одну функцию даже в одном конкретном виде самодеятельного творчества. Обычно эти функции выступают в комплексе.

  1. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ.

Игровая программа может рассматриваться как совокупность разнообразных видов игровой деятельности, объединенных сюжетным ходом, обеспечивающую активизацию и развитие личности. Непременным условием успеха является целостность программы: композиционное построение, взаимодействие структурных компонентов, динамика развития игровой задачи и способы достижения педагогического результата (что станет итогом, какие изменения произойдут с ребенком, какие переживания, стремления вызовет то или иное действие, о чем ребенок вспомнит после программы), единое музыкальное и художественное оформление.

Игровые программы отвечают общим принципам театрально- постановочного искусства. Выбор темы в них должен отвечать интересам и потребностям целевой аудитории. Имея ввиду, что ориентация ведется чаще всего на детей, необходим учет их возраста при выборе темы и дозировке нагрузок в ходе игры.

Композиционное построение сценария:

Игровой эпизод как первоначальная ячейка сценария.

Для игры особенно важны: 1. Занимательность и интрига, неожиданность поворотов, которые программируются при построении композиции 2. Возможность разной реакции участников, что требует готовности к экспромту в ходе проведения игры 3. Предоставление играющим возможности самостоятельного принятия решения в ходе общих правил игры.

Сегодня созданию игр, вовлекающих в свое действие большое число участников, уделяется особое внимание. Придуманы полномасштабные длительные игры со своими особенностями. Они названы их сценарными играми, потому что такие игры, как правило, имеют определенную сюжетную линию (сценарий) и все задания в игре (цели) соответствуют этой сценарной основе. Такие игры, как правило, проходят на достаточно большой территории, в них участвует одновременно большое количество игроков, разделенных на две или более стороны (команды) с четкой иерархической системой управления внутри команды, и длятся они сразу несколько часов подряд.

Для реализации сценарного хода необходимы четкие правила, а также наличие беспристрастного жюри (арбитра), который следит за выполнением участниками правил.

Основными идеями современных сценарных (тактических) игр являются реконструкции баталий минувших дней либо фантастические битвы будущего рожденные фантазией организаторов. Хорошие организаторы сценарной игры всегда стремятся к тому, что бы по возможности исключить опасные участки на территории, где будет проходить действие и ограничить размеры этой площадки. В ряде случаев необходимо особое внимание уделять безопасности игроков и учесть их импровизаторские возможности.

Во-первых, необходимо сформулировать педагогическую цель, которая в свою очередь определяет форму, характер и содержание избираемой игры.

На втором этапе организации игр формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить в данных условиях с данной аудиторией (учитывая возраст и количество играющих, их психологические и физические особенности, уровень общего развития, знания, умения, навыки и уровень интереса к данному виду художественной деятельности.)

Одной из основных задач игровой деятельности является формирование направленности на искусство.

32. Принципы детского художественного (самодеятельного) творчества.

Принципы – основополагающие требования, которые предъявляются к какому-либо процессу.

К ним в первую очередь относится принцип всеобщности и доступности детского самодеятельного творчества, т. е. приобщения всех без исключения детей, подростков и юношества к творческой досуговой деятельности на основе их запросов и интересов.

Художественная деятельность детей, подростков и юношества осуществляется в свободное от их основного вида деятельности (учебы) время. Именно свободное время есть время художественного развития личности. Однако само по себе свободное время не является показателем ценности. Досуг может стать и могучим стимулом развития личности, и превращаться в разрушительную силу. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соответствии «спроса» и «предложения» в сфере досуговой художественной деятельности, о создании условий для приобщения всех без исключения детей, подростков и юношества к творческой деятельности.

Принцип систематичности и целенаправленности в деле организации и развития детского самодеятельного творчества предполагает целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и преемственности в работе всех социальных институтов художественно-воспитательной направленности. Семья, школа, внешкольные учреждения должны осуществлять художественное воспитание в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.

Принцип взаимообусловленности воспитательной и учебно-творческой работы означает, что самодеятельное творчество это не только путь приобщения детей к искусству, но и средство воспитания, причем на основе их единства: т. е. воспитательный процесс в детском самодеятельном объединении должен строиться на основе учебно-творческой работы, а учебно-творческая работа должна носить всесторонне воспитательный характер.

Принцип самодеятельности реализуется во всех направлениях детского самодеятельного творчества: от репетиционной работы до организации крупномасштабного массового мероприятия. Этот принцип зиждется на творческой самодеятельности в самоуправлении детского объединения при опоре на сознательность и активность его участников, на их заинтересованность и увлеченность.

Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей и особенностей детей, подростков и юношества в процессе организации воспитательной и учебно-творческой работы в самодеятельном объединении. Индивидуальный подход обеспечивает комфортное состояние каждого члена коллектива и, как следствие, полноценный морально-психологический климат в самом коллективе.

Принцип общественной значимости служит выражением связи деятельности детского самодеятельного объединения с жизнью города, страны, всей планеты. Соблюдение этого принципа предполагает включение ребенка в общественную практику, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс органичного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, жившую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

Принцип преемственности детской и взрослой самодеятельности — преемственности в развитии видов и жанров самодеятельного творчества, в использовании художественных и нравственных ценностей поколений, в поддержании традиций и передаче опыта. Осуществление органичного взаимодействия поколений в художественном освоении мира.

Принцип занимательности в развитии детского самодеятельного творчества заключается в создании непринужденного общения посредством введения в учебно-творческий и воспитательный процесс игры (со всем ее многообразием), театрализации и самой разнообразной атрибутики, что превращает художественно-творческую деятельность детей в праздник.

Принципы организации детского самодеятельного творчества по своим масштабам воздействия на личность выходят далеко за рамки формирования творческих свойств и качеств, а стало быть, и сама деятельность по художественному воспитанию подрастающего поколения есть крупномасштабная педагогическая акция, цель которой — разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши.