4.Связь педагогики с другими науками.
Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания , Педагогика связана и с другими науками. Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии) Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология) Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена) Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература и Др) Философия — фундамент педагогики и, в частности, та ее часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания— это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений. Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Объектом обучения и воспитательной работы педагогов является растущий и развивающийся человек, поэтому педагогика тесно связана с науками, изучающими человека. Изучая воспитание как общественное явление, педагогика связана с науками, которые изучают человека как члена общества. Марксистско-ленинская философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления - составляет тот научный фундамент, на котором развивается советская педагогическая наука, является ее методологической основой. Большое значение для разработки проблем педагогики имеют такие отрасли философии, как социология, этика, эстетика, научный атеизм. Социология - наука об обществе, об основных законах общественной жизни. Она исследует влияние социальной среды на человека, помогает педагогике понять процесс социального формирования человека. Этика - дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения, роли нравственного идеала в формировании человеческой личности. Эстетика - изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, искусству, служит научной основой эстетического воспитания. Педагогика тесно и непосредственно связана с физиологией, изучающей человека как предмет биологической эволюции. Физиология рассматривается как естественнонаучная база педагогики, которая опирается в первую очередь на данные физиологии о развитии высшей нервной деятельности человека, о типологических особенностях нервной системы, о развитии и функционировании органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции и др. На базе этих данных педагогика может более успешно решать вопросы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, глубже проникать в некоторые закономерности психических явлений и процессов. Современная физиология помогает педагогике в правильном решении важнейших педагогических проблем: определения соотношения влияния среды, наследственности и воспитания в развитии ребенка, формирования его способностей и др. Общая психология как наука о закономерностях и механизмах психики, определяющих познание человеком действительности и регулирующих его поведение, исследует разнообразные психические процессы, состояния и качества, формирующиеся в процессе развития человека, его воспитания и взаимодействия с окружающей средой (мышление, память, воображение, чувства, воля и т. д.). Она вооружает педагогику знанием уже познанных условий и механизмов протекания внутренних процессов формирования различных качеств и черт личности растущего человека, используя которые педагогика разрабатывает содержание и методы воспитания. Педагогическая психология изучает особенности протекания психических процессов у ребенка в ходе его воспитания и обучения, а также психологические закономерности эффективного педагогического воздействия на формирование личности. Педагогическая психология, исследуя особенности развития детей под воздействием организованного обучения и воспитания, прокладывает педагогике пути для разработки новых подходов к определению содержания обучения, поиску наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
Социальная (общественная) психология изучает особенности формирования личности, включенной в различные социальные группы, и вооружает педагогику ценными данными и фактами для исследования воспитания в коллективе и разработки методов и средств воздействия на учащихся через коллектив. Инженерная психология - относительно молодая отрасль психологической науки - исследует взаимоотношения человека и техники. Она выявляет условия эффективности работы человека с техническими устройствами, а также определяет требования к конструкции технических устройств с тем, чтобы они соответствовали психофизиологическим возможностям человека. Таким образом, педагогика, имея свой объект и предмет исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной личности.
- 1.Предмет и задачи дошкольной педагогики
- 2. Методологические основы дошкольной педагогики.
- 3. Основные педагогические понятия.
- 4.Связь педагогики с другими науками.
- 5.Конвенция о правах ребенка
- 6.Анализ комплексных программ дошкольного образования ( «Истоки», « Детский сад-дом радости», «Развитие», «Из детства в отрочество», «Детство»).
- 8. Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений ( м. Монтессори, Вальфдорский детский сад, «Шаг за шагом», «Пилотная школа»).
- 9.Необходимость вариативности дошкольного образования
- 10.Педагогика раннего возраста как научная отрасль.
- 11.Психолого-педагогические исследования проблем раннего возраста
- 12/Особенности детей раннего возраста
- 13/ Госпитализм как явление раннего возраста, причины, условия преодоления.
- 14.Характеристика самостоятельных видов детской деятельности.
- 15. Требование к режиму
- 16.Особенности воспитания детей раннего возраста
- 17.Развитие самостоятельности в раннем возрасте
- 18 Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении
- 20.Показатели нервно- психического развития детей раннего в.
- 21.Контроль за нервно- психическим развитием детей раннего возраста.
- 22.Понятия:ведущие линии развития детей раннего возраста ,эпикризные сроки,ведущая деятельность.
- 23.Организация развивающей среды в группах раннего возраста.
- 24.Этапы развития предметной деятельности в раннем возрасте.
- 25. Характеристика бодрствования и сна
- 26.Игры-занятия с дидактическими игрушками и материалом
- 27.Факторы влияющие на развитие ребенка дошкольного возраста
- 29.Федеральные государственные требования к дошкольному образованию
- 30.Воспитание нравственных черт личности дошкольника в формировании отношений в группе сверстников
- 31.Формирование культуры поведения дошкольника
- 32 .Формирование гуманных отношений
- 36 Условия нравственного воспитания