logo search
Корнетов Базовые модели обр

Введение

Педагогическая деятельность играет особую роль в жизни общества и отдельной личности. Она направлена на воспроизводство всех остальных видов социальной деятельности, на воспроизводство способности к созданию культуры, на воспроизводство человеческого в человеке.

Понимание того, что есть образование (включающее в себя подситемы воспитания и обучения), как оно осуществляется, какие цели преследует и какие задачи решает, при каких условиях бывает эффективным, когда оказывается не только бесполезным, но и вредным актуально для каждого человека, ибо на протяжении всей своей жизни он постоянно оказывается то воспитанником (учеником), то воспитателем (учителем). Особенно значимо понимание сущности, условий и путей, способов и механизмов образования для профессиональных педагогов, практиков, теоретиков и менеджеров образования.

На рубеже 80 – 90-х гг. ХХ в. в нашей стране теоретическая разработка проблем воспитания и обучения перестала быть предметом пристальной заботы партийных постановлений, была провозглашена свобода педагогического творчества, произошел переход к вариативному образованию. В этих условиях перед учителями и воспитателями, теоретиками и практиками, методистами и управленцами встала задача разобраться в необозримом множестве отечественных и зарубежных педагогических систем, технологий образования, методик воспитания и обучения. Адекватно оценить их, выбрать именно ту, которая оптимально соответствует возможностям конкретного образовательного учреждения, потребностям его социокультурного окружения, требованиям государственного стандарта, потенциалу конкретного педагога, уровню развития детей можно лишь отказавшись от веры в существования единственно правильной всегда, везде и для всех случаев модели организации педагогической деятельности.

Сегодня перед каждым человеком причастным к образованию и особенно перед профессиональными педагогами стоит задача научиться ориентироваться в многообразных системах, технологиях, методиках воспитания и обучения, которые часто не просто не похожи друг на друга, а базируются на противоположных подходах и принципах к организации образовательного процесса. Исключительно важно научиться адекватно представлять возможности и границы их применения в условиях вариативного образования на всех его уровнях – дошкольном, общем среднем, профессиональном, а также дополнительном.

При определении путей и способов педагогической работы неизбежно возникает вопрос о том, чему в конкретных условиях следует отдавать предпочтение – программам «Радуга», «Истоки», «Развитие», «Одаренный ребенок», «Диалектика» или «Золотой ключик», вальдорфской педагогике, педагогике М. Монтессори или педагогике С. Френе, системам развивающего обучения Л.В. Занкова или В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, «адаптивной школе» Е.А. Ямбурга, «школе самоопределения» А.Н. Тубельского или «школе завтрашнего дня» Д. Ховарда, методу проектов или методу опорных сигналов В.Ф. Шаталова и т. п.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос недостаточно определить возможности и уровень квалификации педагогов, особенности и интересы детей, запросы родителей, потребности общества и государства, финансовый и материально-технический потенциал учреждений образования. Необходимо также уметь проникать в действительное содержание педагогических систем, технологий образования, методик воспитания и обучения, которые могут быть использованы для организации пространства развития детей, видеть за внешними проявлениями их внутреннюю сущность, глубинные механизмы реализации и ее подлинные результаты.

Учебное пособие «Педагогические парадигмы образования» имеет своей задачей помочь читателю выработать своеобразную «систему координат», позволяющую ориентироваться в бесконечном многообразии педагогических систем, технологий, методик, идентифицировать их с традициями образования, уходящими в глубь столетий. В книге сделана попытка ответить на вопросы:

При рассмотрении указанных вопросов в пособии широко используется историко-педагогический материал. Он позволяет придать изложению характер диалога, сталкивающий точки зрения и подходы педагогов различных эпох таким образом, что они не исключают, а взаимодополняют, обогащают друг друга, позволяя всесторонне и глубоко раскрывать анализируемые проблемы, представлять различные пути их решения.

Пособие «Педагогические парадигмы образования» обобщает результаты тех исследований автора, которые были осуществлены им в течение последних десяти лет и посвящены разработке парадигмального подхода к истории и теории педагогики1, осмыслению феномена образования2, концептуализации парадигм педагогики авторитета, манипуляции и поддержки3.