logo search
МОИ Ответы к госам

33. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Основные признаки игровой деятельности.

Игра́ — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.

Игра, игровая деятельность - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

А каково содержание игровой деятельности? Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

Детские игры рассматриваются форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- Коммуникативную:освоение диалектики общения;

- Самореализации: вигре как полигоне человеческой практики;

- Игротерапевтическую:Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию Коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- Социализации:включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. 

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А.Шмакову):

•  Свободная РазвивающаяДеятельность, Предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

•  Творческий, В значительной мере импровизационный, очень активныйХарактер Этой деятельности («поле творчества»);

•  Эмоциональная приподнятость Деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

•  Наличие Прямых или косвенныхПравил, Отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Виды игр:

- предметная,

- сюжетно-ролевая,

- подвижные игры с правилами,

- игры - драматизации,

-результативные игры,

- дидактические и развивающие игры

- музыкальные

-спортивные и т.д.