Вопрос 36. Психофизиологическая оргнизация речевой функциональной системы
Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности.
Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка является продуктом длительного общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.
Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.
А. Р. Лурия выделяет 3 функциональных блока в деятельности мозга.
Первый блок включает подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области). Он обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрствование состояние.
Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы.
В его структуре выделяются первичные, вторичные и третичные зоны. Первичные зоны — это проекционные зоны коры, нейроны которых обладают чрезвычайно высокой специфичностью. В них происходит прием чувственной информации от определенных органов чувств.
Вторичные зоны, как и первичные, сохраняют свою специфическую модальность (зрительные, слуховые и др. зоны). Первичные и вторичные зоны представляют собой корковый отдел того или иного анализатора (зрительного, слухового и др.).
Третичные зоны являются зонами перекрытия корковых отделов анализаторов, выполняют функцию анализа, синтезирования, интеграции полученной чувственной информации различных модальностей. На основе их деятельности происходит переход от уровня к оперированию со значениями слов, сложными логико-грамматическими структурами, с отвлеченными соотношениями.
Третий блок включает кору передних отделов больших, полушарий (моторную, премоторную и префронтальную области), обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности.
Речевая деятельность осуществляется совместной работой всех блоков. Вместе с тем каждый блок принимает определенное, специфическое участие в речевом процессе.
Выделение и дифференциация значимых акустических признаков звучащей речи обеспечивается аналитико-синтетической деятельности кортикальных аппаратов речеслухового анализатора, куда входят вторичные отделы левой височной области коры головного мозга (зона Вернике), которые связаны с нижними отделами постцентральной и премоторной области коры.
Процесс артикулирования, моторной организации речевого акта осуществляется на основе тончайшей регуляции сложной координированной работы мышц речевого аппарата. Моторная организация речевого акта обеспечивается вторичными отделами постцентральной области (кинестетический аппарат) и нижними отделами левой премоторной области (кинетический аппарат). В постцентральной области происходит анализ кинестетических ощущений, поступающих от мышц речевого аппарата. В премоторной области организуются моторные программы речевого акта, создаются серии нервных импульсов, кинетические модели, обеспечивающие возможность плавного перехода от одного движения к другому.
Выбор языковых единиц и их комбинирование, процессы кодирования смысла в речевую форму невозможны без участия наиболее высоко организованных структур коры головного мозга, третичных отделов переднелобной и теменно-затылочной области. Третичные отделы коры головного мозга обеспечивают перевод последовательно выступающей акустико-моторной информации в смысловые схемы и образы. В теменно-затылочной области коры формируются также схемы, обозначающие пространственные отношения.
В процессе же письменной речи принимают участие и различные отделы затылочной и теменно-затылочной области коры головного мозга.
Таким образом различные зоны головного мозга по-разному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушений речевой деятельности. Данные о мозговой организации речевого процесса дают возможность уточнить представления об этиологии и механизмах нарушений речевой деятельности. Особенно необходимы эти данные для дифференциальной диагностики различных форм расстройства речи (афазий) при локальных поражениях головного мозга, что позволяет более эффективно проводить логопедическую работу по восстановлению речи у этих больных.
- Дисциплина «Специальная психология» (вопросы гаи)
- Вопрос 1. Объект, предмет, задачи специальной психологии. Связь с другими науками
- Принципы
- Связь с другими науками
- Вопрос 2. История становления специальной психологии как самостоятельной науки
- 1. Древний мир
- 2. Античный этап
- 3. Средневековый этап
- 4. Переходный этап (Возрождения, Просвещения)
- 5.Начальный этап научного развития специальной психологии и педагогики в России
- Этапы современного развития
- 1. Краткая характеристика этапов
- 2. Лечебная педагогика
- 3. Педология
- 4. Дефектология
- 5. Коррекционная педагогика
- 6. Специальная педагогика
- Вопрос 3. Актуальные проблемы и тенденции развития специальной психологии. Проблемы развития специальной психологии.
- Вопрос 4. Психологические параметры дизонтогенеза. Характеристика основных видов дизонтогенеза
- Характеристика основных видов дизонтогенеза
- Вопрос 5. Научное наследие л.С.Выготского в разработке основных положений специальной психологии
- Вопрос 6. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Биологические причины врожденных аномалий.
- Биологические причины приобретенных аномалий
- Социальные причины и факторы аномального развития
- Вопрос 7. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуалЬнЫх и физических нарушениях
- Вопрос 8. Диагностика и ранняя психологическая помощь детям с умственной отсталостью
- Вопрос 9. Методы диагностики отклоняющегося развития
- Вопрос 10. Психологические проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
- Психологический уровень
- Вопрос 11. Общая психолгическя характеристика умственной отсталости и ее форм. Степени психического недоразвития
- Педагогическая классификация м.С. Певзнер.
- В.В. Ковалев 1995г.:
- Степени умственного отсталости.
- Вопрос 12. Психологические особенности готовности детей с умствнной отсталостью к обучению в школе
- Вопрос 13. Психологические особенности личности и межличностных отношений у умственно отсталых детей и подростков
- Вопрос 14. Своеобразие речемыслительных процессов при умственной отсталости
- Развитие речи
- Мышление
- Вопрос 15. Психологическая характеристика эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталых детей. Специфические особенности нарушений поведения
- Вопрос 16. Психологическая характеристика мнемической деятельнсти умственно отсталых детей
- Вопрос 17. Психологические особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
- Вопрос 18. Психологическая характеристика основных свойств внимания умственно отсталых детей
- Вопрос 19. Научные подходы к трактовке понятия «задержка психического развития». Систематика зпр
- Вопрос 20. Клинико-психологическая характеристика детей с зпр
- Вопрос 21. Психологический анализ структуры дефекта при зпр. Обраимость дефекта
- Вопрос 22. Современные нправления психологической помощи лицам с нарушениями зрения
- Вопрос 23. Психологическая готовность детей с сенсорными нарушениями к обучению в школе
- Вопрос 24. Мыслительные процессы и их своеобразие при дефектах зрения
- Вопрос 25. Психологическое своеобразие межличностных отношений детей в условиях зрительной недостаточности
- Вопрос 26. Психологическая характеристика представлений у детй с недостатками зрения
- Вопрос 27. Психологическая характеристика ребенка при слепоте, остаточном зрениии слабовидении
- Вопрос 28. Психологические особенности мнестической деятельности и ее развитие при нарушениях зрения
- Вопрос 29. Психологические особенности личностного и социального развития незрячих и слабовидящих
- Вопрос 30. Общая характеристика сенсорной организации личности в условиях слепоты и слабовидения
- Вопрос 31. Психологические особенности эмоционально-волевой сферы детей и подростков с нарушениями зрения
- Вопрос 32. Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи
- Вопрос 33. Психологические особенности заикающихся
- Вопрос 34. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи
- Вопрос 35. Классификация речевых нарушений
- 1. Нарушения средств общения
- 2. Нарушения применимых средств общения
- 1. Нарушения устной речи.
- Вопрос 36. Психофизиологическая оргнизация речевой функциональной системы
- Мозговые центры речи
- Речь и межполушарная асимметрия
- Вопрос 37. Основные этапы и условия развития речи как психической функции Подготовительный этап (довербальное общение)
- Ситуативно-личностное общение
- Ситуативно-деловое общение
- Овладение вокализацией
- Этап возникновения речи
- Этап развития речевого общения
- Вопрос 38. Зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Апраксии. Афазии
- Вопрос 39. Психологические аспекты диагностики речевого развития детей дошкльного возраста в условиях дизонтогенеза
- Вопрос 40. Психологические особенности развития мышления у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 41. Психологические особенности формирования речи у детей, имеющих нарушения слуха
- Вопрос 42. Психолого-педагогические классификации лиц с нарушениями слуха
- Вопрос 43. Психологические особенности развития внимания у лиц с ограниченной слуховой функцией
- Вопрос 44. Психологические особенности развития ощущения и восприятия у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 45. Своеобразие мнемической деятельности у детей с нарушениями слуха
- Вопрос 46. Психологические особенности развития воображения у детей с недоразвитием слуха
- Вопрос 47. Психологические особенности личности и эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушениями слуха
- Вопрос 48. Интеллектуальные, сенсорные и речевые нарушения в структуре двигательного дефекта
- Вопрос 49. Проблемы психологического изучения и дифференциальной диагностики детей со сложными недостатками развития
- Вопрос 50. Психологическая характеристика детей с аутизмом. Особенности психического и социального развития при расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения
- Вопрос 51. Предложите и обоснуйте выбор диагностического инструментария для детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Вопрос 52. Предложите родителям рекомендации по подготовке ребенка с нарушениями зреня к школьному обучению
- Вопрос 53. Смоделируйте модель беседы психолога с неслышащим ребенком по вопросам профориентации
- Вопрос 54. Приведите пример клинической беседы с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, по сбору анамнестических данных
- Вопрос 55. На основе психологической характеристики ребенка с отклонениями в развитии составьте профиль индивидуального психологического сопровождения
- Вопрос 56. Сопоставьте содержание протоклов индивидуального психологического сопровождения и данных психологической характеристики
- Вопрос 57. Разработайте практические рекомендации для сотудников дошкольного учреждения по разрешению конфликтных ситуаций в детском коллективе
- Вопрос 58. Составьте перечень психодиагностическихметодик, направленных на изучение мыслительной деятельности (для любой категории детей с овз)
- 1. Мышление
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- Методика «Раздели на группы»
- Методика «Кому чего недостает?»
- 3. Диагностика мышления у детей старшего дошкольного возраста. «Лабиринт»
- Вопрос 60. Разработайте практические рекомендациипо профилактике нарушений поведения у подростков с отклонениям в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)
- Вопрос 61. Составьте рекомендации педагога-психолога для учителей начальных классов по развттию процессов мнемической деятельности на уроке (самостоятельный выбор урока).
- 63 Вопрос. Разработайте тезисы психологической характеристики устной речи детей с отклонением в развитии (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии)
- 64 Вопрос. Разработайте маршрут для индивидуального психолгического сопровождения инвалидов по зрению в постшкольный период
- 66 Вопрос. Предложите вариант арттерапевтического воздействия (вариант группового или индивидуального занятия на примере работы с одной из категорий детей с отклонениями в развитии)
- 67 Вопрос. Покажитепрактическое применение деонтологических принципов в процессе психологического консультирования
- 68 Вопрос. Составьте комплекс психогимнастики для детей с овз
- IV фаза. Психомышечная тренировка.
- 69 Вопрос. Разработайте программу наблюдения за динамикой работоспособности на учебных занятиях (на примере конкретных учебных занятий)
- 70. Смоделируйте тематическую консультацию для родителей по созданию коррекционно-развивающей среды в домашних условиях.
- 71 Вопрос. Предложите диагностические показатели оценки готовности детей с отклонениями в развитии к школьному обучению
- 72 Вопрос. Составьте маршрут коррекционно-развивающей работы для детей с отклонениями в развитии, не прошедших школьную подготовку
- 73 Вопрос. Предложите задания для развития сенсомоторных навыков у детей с отклонениями в развитии
- 74 Вопрос. Предложите практические рекомендации по интегрированному психологическому сопровождению детей в условиях обучения
- 75 Вопрос. Разработайте практические рекомендации по предупреждению профессионального выгорания раотников специальных (коррекционных) образовательных учреждений