logo search
Программа для экзамена ГАК

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Олигофренопедагогика как наука. Цель, задачи и принципы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

Основные понятия, предмет и задачи олигофренопедагогики (объект - воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушением интеллекта; субъект изучения - ребенок с умственной отсталостью; предмет - теория и практика обучения, воспитания и развития, социальная, правовая адаптация и реабили­тация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта; задачи: разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта, определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта, разработка эффективных методов, приемов и средств обуче­ния и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития, разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта). Место олигофренопедагогики в дефектологии. Связь с другими науками (философия, педагогика, психология, медицинские науки). Контингент учащихся вспомогательных школ.

Социальная адаптация как основная цель обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Задачи обучения детей с нарушениями интеллекта в современной специальной школе VIII вида. Современные принципы обучения детей с нарушением интеллекта в зарубежной и отечественной науке (1. Воспитательное значение обучения; 2. Всестороннее развитие личности; 3. Повышение сознательности и активности учащихся в обучении; 4. Учет возрастных и типологических особенностей учащихся; 5. Индивидуальный подход к учащимся; 6. Обеспечение прочности усвоения знания; 7. Наглядность в обучении; 8. Научность и систематичность обучения; 9. Решающая роль учителя и педагогического коллектива в обучении). Реализация принципов олигофренопедагогики в ходе коррекционно-педагогического процесса.

Обучение, воспитание и коррекция как единый педагогический процесс специальной школы VIII вида.

Научно-организационные основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

Особенности организации образовательного процесса с умственно отсталыми школьниками в специальной школе VIII вида. Организационные формы работы во вспомогательной школе: индивидуальная, групповая, фронтальная. Урок, его общая структура (урок - 45 мин, (в 1 классе - 35 мин), время учебных занятий в году, каникулы совпадают с принятыми в массовых школах. В одном классе объединяются дети, имеющие сходный возраст, срок обучения, уровень знаний. Ведущая роль в обучении принадлежит учителю, проводящему в основном фронтальную работу, в процессе которой он осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход. Учитель в своей работе руководствуется программой, содержанием школьных учебников. На уровень приобретаемых учащимися знаний оказывают влияние следующие факторы: их интел­лектуальные возможности, методическое мастерство учителя, наличие наглядных и технических средств обучения.)

Типы уроков во вспомогательной школе: сообщение новых знаний; формирование и закрепление знаний, умений; обобщение и систематизация знаний; проверка и оценка знаний, умений и навыков, комбинированный урок. Структура урока - соотношение и последовательность частей (элементов, этапов) урока: организация начала урока, проверка усвоения ранее изученного материала, сообщение ученикам целей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление его, повторение, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоятельной работе над ним.

Особенности проведения разных типов уроков в специальной школе VIII вида.

Учебная экскурсия, как форма обучения детей с нарушением интеллекта. Предметные уроки и специальные коррекционные занятия – специфика их проведения с умственно отсталыми школьниками. Домашняя учебная работа, как одна из организационных форм обучения.

Методические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Общая система и классификация методов обучения в специальной школе VIII вида.

Понятия «метод», «прием», «средство обучения», их взаимосвязь. Характеристика методов, применяемых во вспомогательной школе, используемых для сообщения и приобретения новых знаний (1. Методы, используемые для сообщения новых знаний. Сообщение новых знаний осуществляется с помощью объяснения, рассказа. В этих случаях ведущая роль принадлежит слову учителя. 2. Метод демонстрации. Он, как правило, применяется в сочетании с другими методами. Демонстрироваться могут реальные объекты, работа механизмов, опыты, способы выполнения двигательных приемов, все виды учебно-наглядных пособий. Последние можно подразде­лить на несколько видов: натуральная и образная наглядность, символическая наглядность, схематические изображения, графические средства наглядности. К на­глядности относятся также технические демонстрацион­ные средства. Наглядные пособия используются в ходе уроков на этапах сообщения новых знаний, при закреп­лении, повторении и самоконтроле выполненной работы. 3. Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков: беседа, наблюдение, работа с книгой. Применение данной группы методов позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность. 4. Дидактическая игра. Дидактические игры во вспомогательной школе чаще всего применяются для закрепления и повторения прой­денного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Они сочета­ются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблю­дениями, упражнениями.). Методы работы с техническими средствами обучения. Использование компьютерных технологий в специальном обучении детей с нарушением интеллекта.

Программированное обучение: общая характеристика, особенности применения во вспомогательной школе. Проблемное обучение: понятие, формы, общая характеристика, особенности применения в процессе обучения умственно отсталых школьников.

Основные направления коррекционной работы в современной специальной школе VIII вида.

Концептуальные основы «сенсорной культуры» и «психической ортопедии». Учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка.

Основные направления коррекционной работы в современной специальной школе VIII вида. Коррекционная направленность процесса обучения. Единство коррекционного и учебно-воспитательного процесса (стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позво­ляют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Результаты учебно-воспитательной и коррекционной работы отличаются также темпом их достижения: обучение учащихся конкретным умениям, знаниям и навыкам происходит гораздо быс­трее, чем исправление недостатков их развития). Коррекция психических познавательных процессов на всех общеобразовательных предметах (исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников). Средства коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Условия эффективности коррекционной работы. Результаты коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта.

Специальные коррекционные занятия как форма коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Цель, задачи и содержание логопедических коррекционных занятий, лечебной физкультуры, ритмики, занятий по социально-бытовой ориентировке.

Особенности обучения и воспитания детей с глубокими интеллектуальными нарушениями.

  1. «Необучаемость» и «труднообучаемость» детей с глубоким умственным нарушением. Психолого-педагогическая система обучения и воспитания глубоко отсталых детей Е. К. Грачевой. Проблемы обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей (максимально возможное развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе воспитания и обучения; максимальная социальная адаптация за счет трудового обучения и подготовки к посильным видам труда, поскольку лица данной категории плохо ориентируются в окружающей действительности, практически беспомощны в самостоятельной жизни; воспитание, формирование правильного поведения в coциуме).

Задачи, принципы, этапы обучения (принципы: социальной направленности воспитания и обучения; практической направленности; деятельностного подхода; эмоциональности среды и индивидуальной комфортности).

Особенности воспитания детей с глубокими интеллектуальными нарушениями в семье. Различные формы отношений родителей к детям, имеющим серьезные проблемы в развитии. Адекватное «принятие» родителями ребенка с интеллектуальным дефектом как главное условие воспитания. Ошибки воспитания глубоко умственно отсталого ребенка в семье.

Особенности воспитательной работы в школе – интернате для детей с нарушением интеллекта («Программа обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста» (Н.Ф.Дементьева, Т.Н.Исаева, Г.Н.Багаева, А.А.Еремин, Г.В.Цикото).).

Воспитательная работа - неотъемлемая часть образовательного процесса. Задачи воспитательной работы (способствовать всестороннему развитию и коррекции индивидуальных недостатков детей, эстетическому и нравственному воспитанию детей с нарушенным интеллектом). Проблемы социального, психологического и педагогического характера при воспитании детей с умственной отсталостью. Особенности интересов и предпочтений школьников с интеллектуальным недоразвитием. Методы и средства воспитания. Воспитательная работа во внеурочное время. Особенности проведения праздников с умственно отсталыми учащимися. Основные направления воспитательной работы с учащимися специальной школы VIII вида.

Особенности воспитательной работы в школе – интернате для детей с нарушением интеллекта.

Роль детского коллектива в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида (именно через коллективную деятельность умственно отсталые учащиеся на практике овладевают нравствен­ными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что не­обходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе). Организация взаимопомощи детей, организация учебно-трудовой деятельности, их роль в воспитании коллектива и личности в коллективе (Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и мед­ленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуни­кабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отноше­ний с окружающими. Весьма характерным проявлением в поведении умственно отсталых детей является неуме­ние понять интересы партнера по общению и, в особенности, соотнести свои конкретные личные инте­ресы с общими интересами коллектива). Организация общественно полезного и производственного труда (в старших классах производительный труд проводится либо непосредственно на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях, либо в усло­виях, максимально приближенных к производственным. В этот период необходимо дать учащимся понятие о коллективе рабочих, их взаимосвязи и подчиненности, правах и обязанностях).

Особенности организации и роль трудового воспитания во вспомогательной школе.

Система трудового воспитания детей с нарушением интеллекта (элементарная общеобразовательная подготовка умственно отсталых школьников не позволяет ставить задачу сообщения им научных основ современного производства, как это происходит в обычной общеобра­зовательной школе или ПТУ, трудовое воспитание во вспомогательной школе осуществляется специфическими методами и приемами и решает как общие с массовой, так и специальные задачи). Психологические основы трудового воспитания детей с нарушением интеллекта. Задачи и содержание трудового воспитания. Организация трудового воспитания учащихся вспомогательной школы (коллективный труд без взаимной зависимости (в этом случае учащиеся выполняют индивидуальную работу в составе первичного коллектива и подводят коллективный итог ее выполнения); коллективный труд с взаимной ответственностью и зависимостью с разделением на операции (данная форма характерна для некоторых видов общественно полезного и производительного труда). При такой организации конечный результат складывается из результатов дея­тельности каждого члена коллектива, взаимная зависи­мость осуществляется через объекты труда). Роль трудового воспитания в решении коррекционных задач. Общественно полезная направленность деятельности и ее результативность (1. Самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд, результаты которого предназначены для удовлетворения точных потребностей учеников и внутренних нужд школы. Таким образом, его общественная значимость замыкается рамками школьного коллектива. 2. Труд в порядке шефства по своему общественному значению стоит значительно выше первого, так как его результаты удовлетворяют нужды других коллективов. Это может быть проведение субботников по очистке прилегающих территорий, уборке сельскохозяйственной продукции и др. 3. Производительный труд, обеспечивающий произ­водство товарной продукции; его результаты предназна­чены для удовлетворения запросов общества) Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе. Воспитательное значение организации детских трудовых коллективов во вспомогательной школе. Учет психофизических особенностей при организации индивидуального подхода к учащимся в процессе трудового воспитания. Психологическая и практическая подготовка к труду в системе трудового воспитания.

Особенности нравственного и эстетического воспитания умственно отсталых школьников.

Нравственное воспитание умственно отсталых школьников, его организация. Формирование нравственной культуры личности. Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. Общность социальной направленности воспитания учащихся вспомогательной и массовой школ. Методы формирования нравственного поведения. Условия эффективности процесса формирования нравственного поведения.

Эстетическое воспитание: сущность, особенности и задачи (процесс целенаправ­ленного и систематического формирования умений адек­ватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое; эстетическая воспитанность предполагает: 1) эмоцио­нальное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству). Трудности реализации этого направления в системе коррекционной работы. Влияние эстетического воспитания на сенсорное и умственное развитие детей с нарушением интеллекта (формирование интеллектуальной и эмоциональ­ной отзывчивости по отношению к объектам эстетиче­ского восприятия, способности замечать, выделять и оценивать прекрасное). Ведущие элементы системы эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта (способствовать коррекции (исправлению, ослабле­нию» сглаживанию) дефектов психического и физиче­ского развития умственно отсталых школьников, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоя­тельной жизни; формировать у учащихся эстетическую восприим­чивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспи­тывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям; развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку; содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных умственно отсталым детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореогра­фии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.). Методы эстетического воспитания. Особенности воспитания эстетических чувств, понятий и вкусов. Роль изобразительного искусства, чтения и музыки в эстетическом воздействии на учащихся вспомогательной школы. Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы.

Интеллектуальное и физическое воспитание детей с нарушениями интеллекта.

Интеллектуальное воспитание, его задачи, содержание. Методы развития внимания, памяти, восприятия у умственно отсталого ребенка. Формирование мышления и развитие речи, как основные направления интеллектуального воспитания школьников с нарушением интеллекта. Роль формирования трудовой и учебной деятельности в интеллектуальном воспитании умственно отсталых школьников

Физическое воспитание умственно отсталых школьников, его основные принципы. Задачи и содержание физического воспитания детей с нарушением интеллекта (учет тяжести и характера двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые различия учащихся; следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональ­ным возможностям умственно отсталых школьников; добиваться осмысления и выполнения учениками словесной инструкции; осуществлять физическое развитие с опорой на со­хранные двигательные возможности; стремиться совершенствовать познавательную дея­тельность детей-олигофренов средствами физической культуры; осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач: сочетать коррекцию двигательных нарушений, формирование двигательной сферы, развитие средствами физической культуры высших психических процессов). Особенности физического развития умственно отсталых детей. Характерные особенности развития двигательной сферы умственно отсталых учащихся (уровень сформированности двигательной сферы умс­твенно отсталого ребенка находится в непосредственной зависимости от тяжести и характера конкретных двига­тельных нарушений; отставание в развитии координаторных схем движения у детей-олигофреиов от уровня учащихся массовых школ особенно явственно проявляется в младшем, количест­венных показателей моторики - в старшем школьном возрасте; увеличение разницы абсолютных показателей двига­тельных способностей учащихся вспомогательных и мас­совых школ отмечено к 17 годам (за исключением показателей статической выносливости); наибольшее отставание детей-олигофренов 7-17 лет от сверстников из массовых школ наблюдается в пока­зателях координации движений).

Формирование основных движений. Коррекция осанки. Урок физической культуры. Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время. Системный подход к физическому воспитанию детей: коррекция двигательных нарушений и развитие личностных качеств. Связь физического воспитания с интеллектуальным (В процессе физического воспитания детей-олигофренов необходимо руководствоваться тем, что активная двигательная деятельность ребенка способствует развитию всех зон коры больших полушарий мозга, содейст­вует улучшению координации межцентральных связей, формированию двигательных взаимодействий, повыше­нию умственной работоспособности).

Проблемы социально-бытовой адаптации школьников с нарушением интеллекта.

Социальная адаптация как один из механизмов социализации (механизм социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и естественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, налаживать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития). Проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации лиц с нарушением интеллекта. Причины трудностей бытовой, трудовой и психологической адаптации выпускников вспомогательной школы. Роль школы в организации системы работы по социально-бытовой адаптации и трудовой реабилитации детей с нарушением интеллекта (занятия по социально-бытовой ориентировке и уроки математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства; внеклассную воспитательную работу, где идет закреп­ление экономико-бытовых знаний и умений; улучшение методической подготовки педагогов и воспитателей в вопросах экономического воспитания учащихся; педагогический всеобуч для родителей о рациональной организации домашнего хозяйства и путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи; использование средств наглядности: тематических стендов, выставок кружковой работы, информационных листков). Курс социально-бытовой ориентировки, как ведущее звено системы многофакторного воспитательного воздействия на учащихся (Занятия направлены на развитие и совершен­ствование у школьников навыков самообслуживания, ве­дения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей их жизни. Осуществляется экономическое просвещение и воспитание учащихся, формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения со знако­мыми и незнакомыми людьми, проводится работа по развитию художественного вкуса учащихся. Предусмотрено развитие умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи). Задачи и методы занятий по СБО. Труд - как важнейшее звено социально-бытовой адаптации учащихся вспомогательной школы. Профессиональная подготовка умственно отсталых учащихся. Социально-бытовая адаптация школьников с нарушением интеллекта в процессе воспитательной работы.

Структура и содержание образования лиц с умственной отсталостью.

Структура образования лиц с нарушением интеллекта (дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида - это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы воору­жения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере произ­водства).

Возможности и причины изменения сроков обучения (качественное своеобразие структуры дефекта, его количественных проявлений у разных детей; первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений; низкий уровень развития всех психических процессов (памяти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса); гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, перерабатывать полученную информацию; особенности воздействия социальной сферы (окружение ребенка - школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта.

В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта должен нести коррекционную направленность).

Поиск путей определения содержания образования в специальной школе на протяжении XX века. Попытки определения содержания образования в 20-40 годы XX века. Совершенствование содержания образования в 50-80 годы XX века. Значение идей Л.С. Выготского для определения содержания образования во вспомогательной школе.

Общее определение содержания образования в современной специальной школе. Принципы, определяющие содержание обучения. Коррекционно-развивающий характер содержания образования в школе VIII вида.

Учебный план, программы, учебники вспомогательной школы. Наличие пропедевтического периода в содержании каждого учебного предмета как специфическая особенность обучения во вспомогательной школе.

Вариативность учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением интеллекта.

Характеристика вариантов системы обучения: классно-урочная, домашнее обучение, сочетание обучения ребенка в школе и на дому (вариативность - процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности, целью которого является формирование в совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками картины мира, обеспечивающей его ориентацию в различных жизненных ситуациях, в том числе и в ситуациях неопределенности).

Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы. Подходы к делению учащихся на группы. Учет в процессе обучения имеющихся у учащихся специфических психофизических, нарушений (первичное нарушение было выявлено как можно раньше; специальное обучение начиналось бы сразу же после диагностики нарушения независимо от возраста; в содержание обучения были введены специальные разделы по решению задач развития ребенка; строились «обходные пути» обучения; регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка; пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка; все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач за пределами образовательного учреждения, их усилия были скоординированы; реабилитация средствами образования не заканчивалась с периодом школьного обучения; процесс реабилитации осуществлялся квалифицированными специалистами). Дифференциация по обучаемости, как наиболее адекватный подход. Характеристика учащихся по возможностям обучения. Варианты обучения детей с глубокими нарушениями интеллекта: специальные классы при вспомогательных школах, реабилитационные центры для детей-инвалидов.

Ребёнок с проблемами интеллектуального развития в системе семейных отношений. Связь семьи ребенка с нарушенным интеллектом со школьным образовательным учреждением.

Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи. Особенности внутрисемейных отношений. Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка с нарушением интеллекта (социальная адаптация ребенка с аномальным развитием зависит от правильного родительского поведения). Психологический климат в семье, воспитывающей ребенка с нарушенным интеллектом. Социальные и психолого-педагогические предпосылки создания благоприятного климата. Зависимость психологического климата в семье от культурного уровня родителей, их физического состояния, материальной обеспеченности, престижности профессий.

Связь семьи со школьным образовательным учреждением (обязательной связи коррекционного обучения с социальным воспитанием; неразрывности процессов обучения воспитания; осуществления целенаправленного обучения с ориентацией на особенности сензитивного периода развития; преемственности образовательных программ; включения семьи в коррекционно-педагогический процесс. Реализация таких программ взаимодействия должна проходить комплексно. Это может происходить в специальном (коррекционном) учреждении, в медико-психолого-педагогическом социальном центре и т.д. ). Формы совместной деятельности семьи и школы (индивидуальная форма работы, классные родительские собрания, общешкольные собрания, работа с родительским активом). Роль учителя в организации помощи родителям, воспитывающим детей с нарушением интеллекта. Трудности взаимодействия вспомогательной школы и семьи.