5. Психологические причины неуспеваемости школьников
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.
Учащиеся заметно отличаются по тому, насколько легко, глубоко, прочно овладевают знаниями. Менчинская так говорит об обучаемости – это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Это индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности, тесно связанное с умственным развитием. Умственное развитие – совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию. Но с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью.
В школе часто уровень обучаемости не совпадает с успеваемостью. Успеваемость – оценка учебных достижений ребёнка, выраженная в 5-тибалльной системе отметок. Учитель должен отличать детей отсталых от детей, неуспевающих в силу каких-то причин.
Наиболее широкая классификация неуспевающих детей - неуспевающие делятся на 3 группы: 1) педагогически запущенные дети; 2) умственно отсталые – неспособность к сложным формам абстракции и обобщения, грубая патологическая инертность высших нервных процессов; 3) ослабленные дети – могут работать 20-35 минут и не больше (соматические и другие причины).
Выделяют раннюю и позднюю школьную неуспеваемость.
Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:
-педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу);
-психологическая неготовность к обучению
-низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей);
-низкий темп работы
-повышенная эмоциональная сензитивность
-астеничность, соматические проблемы
-нарушение анализаторных систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);
-недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения).
-Неблагоприятная обстановка в семье (разводы, ссоры родителей, рождение второго ребенка и т.п.)
- Неблагоприятная обстановка в школе (часто возникает на основании вышеуказанных особенностей ребенка, таких как медлительность, эмоциональность, тревожность; в случае неприятия педагогом этих особенностей, при конфликтах семьи и школы и т.д.).
Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. Обычно при переходе начальной школы в среднее звено успеваемость снижается. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости.
-Это, во-первых, дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. В среднем звене требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят остались на уровне начальной школы. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает учиться.
-Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться плюс усложнение программы приводит к неуспеваемости бывших троечников.
-В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.
-Кроме того в средней школе может закрепиться ранняя неуспеваемость, появившаяся еще в начальных классах.
По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя: особенности мыслительной деятельности (по сути – особенности познавательной сферы в целом) и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.
Типы неуспевающих учеников:
уровень развития познавательных процессов | отношение к учебе |
Сложности познавательной сферы | Положительное отношение к учению |
Высокий уровень развития познавательной сферы | Отрицательное отношение к учению |
Сложности познавательной сферы | Отрицательное отношение к учению |
1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.
2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Такая типология, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.
Н.А.Менчинская:
1) низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением к учебной деятельности и сохранением позиции школьника
2) высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению и частичной (или полной) утратой позиции школьника
3) низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению и тем самым частичной (или полной) утратой позиции школьника
М.К..Акимова и В.Т.Козлова:
1) Ученик, не желающий учиться. (сначала хочет, потом остывает)
2) Ученик, не умеющий учиться.
3) Ученик, которого трудно учить.
По Божович:
-Мотивационный аспект;
-Слабые навыки самоорганизации;
-Низкий уровень познавательных интересов;
-Несформированность умения учиться, как неумение выполнять трудовую деятельность;
-Интеллектуальная пассивность;
-Возникновение смысловых барьеров.
-Неуспешность в учебе часто вызвана непрофессионализмом учителей и несоответствием выбранной школой программы возрастным особенностям учащихся.
Л.С. Славина – выделяет типы неуспевающих учеников в зависимости от доминирующей причины неуспеваемости:
-учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения
-дети со слабыми способностями учения
-с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда
-не умеющие трудиться
-дети, у которых отсутствуют учебные и познавательные интересы
Коллектив под руководством И.В. Дубровиной:
-недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова (школьник плохо понимает, не способен качественно усваивать школьные предметы и т.д.)
-недостатки в развитии мотивационной сферы детей (недостаточная сформированность основных психологических процессов).
- Вопросы к государственному экзамену по «Педагогической психологии»
- 1. Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Выготского.
- 2. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке
- 3. Программированное обучение как психодидактическая система (б. Скиннер, н. Краудер, г. Паск).
- 4. Метод тестирования в педагогической психологии его достоинства и недостатки
- 5. Психологические причины неуспеваемости школьников
- 6. Метод анкетирования в педагогической психологии
- 7. Диагностика готовности детей к школьному обучению.
- -Методика «Звуковые прятки» (проверяет фонематический слух ребенка, так же для выполнения необходимы произв внимание и произв регуляция деятельности.
- 8. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (п.Я. Гальперин, н.Ф. Талызина)
- 9.Основные положения психологической теории учебной деятельности (в.В.Давыдов, д.Б.Эльконин).
- 10.Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, монографический метод и другие).
- 11.Эксперимент в исследованиях по педагогической психологии. Примеры из истории педагогической психологии.
- 12.Особенности обучения в дидактической системе л.В.Занкова
- 13. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (в.В.Рубцов)
- 14. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах
- 15. Различия в подходах к проблеме обучения и развития в работах л.С. Выготского и ж.Пиаже
- 16. Концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи, в. Оконь, а.М. Матюшкин)
- 17. Коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности
- 18.Потребности и мотивы учения.
- 19.Деятельностный подход к проектированию учебно-воспитательного процесса в школе (на примере опыта проектирования развивающего обучения).
- 20.Идеи компетентностного подхода в проектировании современного общего среднего и высшего профессионального образования.
- 21.Социальная ситуация развития современных школьников. Воспитание современных школьников.
- 22.Особенности содержания и методов обучения в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- 23.Современные контрольно-измерительные методы оценки качества общего образования ( pirls, tims, pisa, егэ и другие).
- 24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.