logo search
6

Учебная деятельность ученика.

Виды деятельности учащихся и формы работы с классом Основной закон воспитания утверждает: воспитывать значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая для них является их естественной жизнью, а для педагога называется развивающей, воспитывающей деятельностью.

Методисты выделяют определенные виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и результатом имеют достижение образовательных и воспитательных целей, обозначенных выше. Так, познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсия, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, лектории и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность - это по существу не деятельность, а психологический процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей -всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, а также во всех других формах и видах деятельности происходит усвоение школьниками социальных ценностей.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественные вкусы, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в таких формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театра и многое другое.

Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель должен помнить о своих функциях воспитывающего взрослого, не стороннего наблюдателя.. Свободное общение, досуг учеников может проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.

Коллективная творческая деятельность В методической литературе можно найти указания, как проводить различные формы работы, можно видеть сценарии многих дел. Здесь выделим три модели, методики проведения воспитательных дел с учениками. Согласно первой, учитель готовит материал, выступает, ведет - это, например, беседа, дискуссия, сообщение о чем-либо на классном часе. Хорошее слово авторитетного учителя может обладать большой силой. Вторая модель предполагает привлечение учеников из актива, органов самоуправления, родителей, других участников для проведения, скажем, праздника, однодневного похода и пр. Привлечение учеников и всех других выражается в том, что под руководством педагога они принимают посильное участие в подготовке и проведении дела. Здесь используется принцип активизации, вовлечения учеников в деятельность. Еще более этот принцип и основной закон воспитания определяет третью модель организации воспитательного мероприятия, которую называют методикой организации коллективного творческого дела.

Немного истории. Эта методика возникла в 60-е годы в работе ленинградских педагогов во главе с И.П.Ивановым, обучавших пионерские и комсомольские активы школ. Иванов И.П. и его коллеги возродили и обновили систему организации воспитывающей деятельности А.Макаренко, для которой характерно следующее: взаимодействие разных микроколлективов, сменные и дежурные командиры, система распределения дел на день и более длинные сроки, собрания групп с обсуждением дел, планов, поступков, способы оформления детской жизни строем, формой, игрой, традициями. Ленинградские педагоги все это применили к организации целого дня жизни-учебы активистов школ. В результате родилось социально-педагогическое движение, направленное против формализма и казенщины в детских организациях и школе и утверждавшее приоритет активной творческой жизни школьников с целью собственного развития и улучшения окружающей действительности.

Методика стала применяться в пионерских и молодежных лагерях, школах, интернатах и нашла оформление в педагогической литературе. Ее главные принципы таковы: -воспитывать в совместной обогащающей деятельности детей и взрослых, максимально вовлекая детей в самостоятельную деятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел; -обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведет к развитию умений, характера, способностей школьника.

Организация дел класса и школы, в которых участвует много народу (турслет, праздник, поход, фестиваль) и которые собственно и называются коллективной творческой деятельностью, строится по этапам.

1. Cоздание Совета дела (или Временной инициативной группы), задача которого организовать все дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создается только на данное мероприятие, после которого распадется, что обеспечивает смену ролей.

2. Разработка сценария дела. Ее осуществляет Совет дела, для чего можно использовать метод мозговой атаки. Задача педагога на этом этапе -разбудить фантазию, инициировать творчество. "Все творчески - иначе зачем?" - лозунг авторов методики.

3. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача, во-первых, все предусмотреть и приготовить, а во-вторых, вовлечь всех.

4. Рабочая подготовка дела. На этом этапе взрослые могут помогать детям что-то узнать, научиться, тем самым способствуют их развитию и воспитанию.

5. Непосредственно проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, место и роль каждого в общей работе. Это возвышает, обогащает внутренне.

6. Заключительное заседание Совета дела, на котором говорят о том, что получилось, что не получилось и почему. Анализ позволяет учиться на опыте, отмечать рост, развитие детей. К другому делу создается другой Совет дела и различные группы в ходе подготовки.

Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие обеспечивается в такой модели организации групповой творческой деятельности вовлечением всех в постоянную и разнообразную работу. Модель работает при определенных условиях. Необходима нравственная и психологическая атмосфера, которую характеризует вера в возможности детей, вера в положительные ценности, идеалы, скажем, в добро, в возможность сделать свою жизнь лучше. Необходимо наличие педагога-лидера, что называется, личности, а также его помощников, единомышленников, актива. Вместе они могут работать по "принципу бутерброда": взять группу учеников, которых надо научить жить содержательной, развивающей жизнью. Такие условия применения данной технологии напоминают о том, что в педагогике технология, методика во многом зависит от личности педагога.