logo search
6

Индивидуальные планы и программы.

Индивидуальная программа

Продуктивное обучение в рамках общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Попытаемся составить нормативный документ, который отражал бы этот метод

Целевое назначение

Индивидуальная образовательная программа средней школы позволяет создать условия для индивидуального обучения. Индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями.

Растет число школьников, которые в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе.

Часть школьников не может в определенный период посещать школу из-за спортивных соревнований, предпрофессиональной подготовки, обстоятельств жизни в семье...

Значительная часть выпускников основной школы не может выбрать для себя один из массовых путей получения среднего образования из-за коммуникативных трудностей, в том числе неумения или устойчивого нежелания вписываться в обычную школьную жизнь.

Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Талантливые дети», «Город как школа»...

Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

2. Кому адресована индивидуальная образовательная программа

средней школы

Молодым людям четырнадцати–шестнадцати лет, которые являются учащимися какого-либо учебного заведения (независимо от его типа), имеющего государственную лицензию.

Иными словами, любое учебное заведение, обеспечивающее среднее образование, имеет право на индивидуальную образовательную программу для любого своего ученика. Целесообразность перехода ученика на индивидуальное обучение определяется школой на основании четко выраженного желания ребенка и согласия его родителей. Подробнее правила перехода на индивидуальное обучение описаны в разделе 8 – Организационно-педагогические условия.

3. Продолжительность обучения

Индивидуальная образовательная программа призвана заменить весь двухгодичный цикл получения среднего образования после завершения основной школы или часть его. При этом замене подлежат, как правило, целые учебные полугодия. Это означает, что индивидуальная программа может заменить одно, два или более полугодия обычного 10-го или 11-го классов. Однако продолжительность обучения по индивидуальной программе может быть меньше или больше того отрезка учебного времени, который она заменяет. Уменьшение срока обучения освобождает время для профессиональной подготовки, углубленного изучения отдельных предметов, развития творческой активности учащегося в различных формах. Решение об увеличении срока обучения принимается в соответствии с общими правилами.

Рекомендуется составлять индивидуальную программу, заменяющую одно полугодие, с тем, чтобы после ее реализации дать обоснованные рекомендации для дальнейшего выбора образовательной программы.

В отдельных случаях необходимость в переходе на индивидуальную программу может возникнуть в середине полугодия (неожиданный отъезд, болезнь и т.п.). В этом случае индивидуальная программа составляется по общим правилам с учетом результатов, достигнутых в начатом полугодии.

4. Ожидаемый результат

Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом. Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

5. Общий учебный план

Индивидуальная образовательная программа – не самостоятельный объект в образовательных программах (существуют базовая, программа углубленного обучения, реабилитационная и т.д.). Она, скорее, способ индивидуального освоения одной из существующих программ, поэтому составляется на основе выбранного общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и видами учебной работы.

Во-первых, индивидуальная программа может ориентироваться на существующий учебный план, но не на тот, который реализуется в данном классе. Скажем, для ученика составляется индивидуальная программа на основе базового учебного плана, в то время как вся школа учится по гимназическому учебному плану, или выбирается план с углубленным изучением какого-либо предмета, не реализуемый в том классе, где учится ребенок.

Во-вторых, индивидуальная программа, как правило, определяет ориентацию одного отрезка обучения. Эта ориентация может смениться при переходе к другому отрезку. Скажем, ученик, ориентированный на реабилитационный учебный план в первом полугодии, может перейти на базовый план во втором и т.п. Возникающие при таких изменениях проблемы итоговой аттестации решаются школой в индивидуальном порядке.

В-третьих, расширяются возможные пути достижения учебных целей, предусмотренных вы¬бранной общей программой, за счет использования новых форм учебной работы, включаемых в программы.

6. Учебные программы

Содержательную основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют учебные программы, разбитые на небольшие блоки – учебные модули.

Учебный модуль – это завершенный отрезок деятельности по отдельному предмету или инте¬грированному курсу. Наиболее простым и типичным образцом учебного модуля является тема (раздел) обычной учебной программы вместе с указанием возможных способов ее изучения и форм.

Учебные модули могут быть двух различных типов.

1. Модуль, составленный на основе учебной программы. При этом программа может быть любой – типовой или экспериментальной, базовой, ориентированной на углубленное изучение предмета, реабилитационной и т.п. Заметим, что при составлении учебного модуля этого типа могут использоваться, наряду с реализуемыми в данной школе типовыми, и другие утвержденные учебные программы. Например, в индивидуальный учебный план могут быть включены модули, составленные на основе программы с углубленным изучением предмета, хотя в данной школе отсутствуют такие классы.

Если учебный модуль составляется на основе экспериментальной или авторской программы, то сама программа должна быть утверждена в соответствии с действующими правилами.

2. Учебный модуль интегративного типа. Такой модуль может соединять приобретение знаний по нескольким предметам, сочетать общеобразовательную подготовку с профессиональной, пр嬬д¬усматривать пути достижения поставленных целей заменой содержания, использованием новых форм деятельности. Как правило, такой модуль относится к части учебного плана, реализуемой по выбору учащегося. В этом случае утверждение (лицензирование) модуля относится к компетенции школы. В случае если модуль затрагивает инвариантную часть учебного плана, он согласовывается с районными методическими службами или проходит лицензирование в ином порядке. В данном случае индивидуальное обучение организуется в соответствии с целевой программой («Больные дети», «Талантливые дети», «Город как школа» и т.п.), предусматривающей специальный порядок лицензирования учебных модулей.

Приведенная типология учебных модулей фактически учитывает два основных источника их происхождения – учебные программы по предметам и формы самостоятельной деятельности ученика, включающие в себя элементы общеобразовательной подготовки. Учебные модули первого типа, как правило, разрабатываются учителем на основе действующих программ. Учебные модули второго типа могут возникнуть на основе плана работы школы, предусматривающего содружество с внешкольными организациями (вуз, производственные предприятия, научное учреждение, зарубежный партнер и т.п.), появиться по инициативе учителей, занимающихся организацией творческой работы учащихся, а также возникнуть по предложению самих учащихся.

Учебный модуль, используемый при организации индивидуального обучения, должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса (учитель, ученик, администрация, родители и т.д.). Этот документ должен содержать в себе следующие позиции.

Учебный предмет (группа предметов, инте¬грированный курс).

Тип программы (базовая, углубленное изучение, авторская и т.п.).

Название модуля (тема учебной программы).

Число часов учебной программы, покрываемое модулем.

Программное содержание (например, текст типовой программы, относящийся к данному модулю).

Способ выполнения (см. раздел 8).

Форма отчетности (см. раздел 9).

Способ выполнения вместе с формой отчетности образует учебное задание. Лицензированный модуль (тема учебной программы) может допускать разнообразные способы выполнения (самостоятельное изучение, обучение в группе, практика вне школы и т.п.) и различные формы отчетности (зачет, реферат, индивидуальное домашнее задание и т.п.). Учебное задание носит персональный характер и уточняется при составлении учебного плана, который мы будем называть индивидуальным образовательным маршрутом.

Организационно-педагогические условия

Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые устанавливает учебное заведение. При этом правила должны предусматривать:

оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу;

желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;

согласие родителей.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:

Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Наряду с посещением уроков по вы¬бранной теме (модулю) в своем классе, может быть организовано классное обучение в другом классе своей или другой школы.

Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.

Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.

Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования, государственном и частном секторе экономики.

В раздел практики мы отнесем и многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее.

Обеспечивает индивидуальное обучение, несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор, в обязанности которого входят:

оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;

выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;

контакты с местами прохождения практики (местами выполнения учебных модулей, расположенных вне школы);

регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута (рекомендуется выделить для таких встреч один час в неделю);

корректировка образовательного маршрута;

контакты с родителями ученика;

оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).

Использование школой программ индивидуального обучения предполагает наличие в ней организационно-педагогических условий, обеспечивающих высокое качество индивидуальной подготовки.

К их числу можно отнести:

наличие психологической и валеологической служб, позволяющих принимать грамотные и взвешенные решения относительно условий обучения отдельных учеников;

широкий спектр реализуемых образовательных программ, позволяющий создавать учебные модули с учетом индивидуальных особенностей учащегося;

наличие шефских и иных связей с предприятиями города, обеспечивающих индивидуальное использование образовательных ресурсов вне школы;

техническая оснащенность школы, внедрение новых информационных технологий.