logo search
Voprosy_po_sotsialnoy_pedagogike (1)

21. Диагностический инструментарий социального педагога.

Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.

Диагностика — важнейший компонент социальной техноло­гии: цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ.

Алгоритм процедур типовой технологии:

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики лич­ности необходимо:

Результаты диагностической деятельности оформляются со­циальным педагогом в единую «Карту-характеристику личнос­ти», «Медико-психолого-педагогическую характеристику лич­ности» и т. п.

В своей работе социальный педагог использует широкий спектр ди­агностических методик: социально-психологических, психологи­ческих, социологических, педагогических, медицинских.

Наблюдениеметод познания и исследования, который ис­пользуется при изучении внешних проявлений поведения челове­ка и без вмешательства в протекание его деятельности.

Беседа— в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.

Анкетированиеметод множественного сбора статистическо­го материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рас­считана на получение материала, касающегося или непосредствен­но испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрыва­ет преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.

Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью орга­низуется и направляется таким образом, чтобы максимально при­способить вопросы к возможностям отвечающего

Метод экспертной оценки

основан на анкетировании или ин­тервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — эк­спертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте ис­следования.

Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключе­вых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выхо­де»). Разница между этими двумя параметрами представляет собой «социальный эффект» (реабилитационный, коррекционный и т. п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использо­вания средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п.

Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Документы подраз­деляются:

на личные и безличные -   по степени персонификации;

на официальные и неофициальные -    в зависимости от статуса документального исследования

 на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опро­са) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные до­кументы) - по источнику информации

Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут исполь­зоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей ре­зультативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испы­туемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интер­претации результатов, методику обучения того, кто будет «чи­тать» тест, инструкцию по повторному заключению.

Биографический метод — один из наиболее часто используе­мых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «со­циальным биографиям», которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны обществен­ной жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем со­циальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно.