logo search
лекции ПФВиС 2012

5.5. Авторитет учителя физической культуры

Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет учитель. Если он пользуется авторите­том у учащихся, то способен оказывать на них более сильное вос­питательное воздействие.

Авторитет учителя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторич­ным компонентом профессионального мастерства педагога. При­дя работать в школу, молодой специалист начинает завоевывать себе авторитет. Для правильной организации этого процесса важ­но знать, что может определить авторитет учителя физической культуры.

Авторитет учителя физической культуры слагается из ряда ком­понентов.

Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен и статус учи­теля как спортсмена в прошлом.

Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школь­ников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом.

Авторитет должности (статус учителя как педагога) допол­няется психолого-педагогическими знаниями и умениями учи­теля.

Нравственный авторитет (авторитет учителя как лич­ности) создается, во-первых, формой внешнего поведения, со­ответствующего образу педагога, учителя, во-вторых, действитель­ным соответствием приписываемых себе личностных характерис-тик как учителю особенностям своего «Я».

Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учитель позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения учителя с учениками не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция.

Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, учитель, уступая школьникам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного ма­териала.

Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным, не соответствующим основ­ным требованиям и принципам современного подхода к органи­зации обучения (личностно-деятельностный подход), равно как и ряд нижеследующих видов авторитета учителя.

Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем.

Как правило, учителя, склонные таким образом завоевать ав­торитет, считают, что воспитание сводится к простому послуша­нию.

Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве учите­ля, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда учитель был спортсменом. Правда, в младших и средних классах спортивные успехи учителя физической культуры оказывают вли­яние на формирование авторитета, но только на начальных эта­пах совместной деятельности, затем ведущая роль в создании ав­торитета переходит к профессиональным и личностным качествам педагога. Для создания авторитета резонерства характерно поведе­ние учителя, который постоянно поучает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен.

Авторитет педантизма строится на беспрекословном со­блюдении правил, норм, порядка. В данном случае учитель руко­водствуется бюрократическими принципами.

Перечисленные компоненты образуют единый авторитет учителя,в котором может преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет учителя физической культу ры, необходимо осознавать, что оптимально для данного педаго­га (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль де­ятельности), и составить перечень необходимых образующих компонентов (расположив их в порядке значимости), которые могли бы способствовать выделению всех личностных и профессиональ­ных его достоинств и не вредили бы процессу воспитания и обу­чения школьников.