logo search
Исследование 2015 (1)

2.3. Разработка психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе.

Основным условием благополучного прохождения процесса адаптации к школьной деятельности является создание психолого-педагогических условий, способствующих положительному принятию первоклассниками новой социальной ситуации и роли.

Задачи:

1) составить программу, направленную на адаптацию первоклассников;

2) представить описание программы с учетом педагогических условий.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих педагогических условий:

  1. Организация режима школьной жизни первоклассников.

  2. Создание предметно-пространственной среды.

  3. Организация оздоровительно-профилактической работы.

  4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

  5. Организация внеучебной жизни первоклассников.

  6. Взаимодействие с участниками образовательного учреждения.

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!» (Пилипко Н.В., Громова Т.В.)

Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

Организация режима школьной жизни первоклассников

1.Обучение весь год в 1-ю смену с 9.00 часов.

2.Пятидневный режим обучения.

3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.

4.Облегчённый день в середине учебной недели.

Создание предметно-пространственной среды

  1. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом.

  2. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу.

  3. Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Организация оздоровительно-профилактической работы

1.Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

4.Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период

1.Особенности организации урока в 1-м классе

2.Контроль и оценка результатов обучения

Организация внеучебной жизни первоклассников

Внеучебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:

Взаимодействие с родителями первоклассников

Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.

Выводы по второй главе

Изучение литературы по данной проблеме, практика работы в школе показывает, что процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений.

Проведённое исследование показало, что процесс адаптации к школе у первоклассников проходит неоднородно. Имеют место быть различные группы детей по уровню адаптации (9 человек – достаточный уровень, 2 человека – частичный уровень, 4 человека – недостаточный уровень).

Для успешного прохождения этого периода необходима всесторонняя помощь ребёнку. Создание психолого-педагогических условий, способствующих успешному приспособлению детей к учебной деятельности.