logo search
Voprosy_po_sotsialnoy_pedagogike (1)

23. Самоопределение и профориентация школьников.

Самоопределение – это определение (выбор) своего места в обществе, в жизни. Выбор ценностных ориентиров, обретение адекватной позиции в обществе. ( Это основа, источник самореализации).

Личность надо подготовить к самоопределению.

Профессиональная работа включает следующие аспекты:

- экономический( демографический кризис)

- социальный( престиж профессии, удовлетворённость или неудовлетворённость выбранной профессии)

- психологический(психологические возможности, способности) +медико-физиологический

- педагогический( закономерности, принципы, методы)

- правовой.

Профориентация– это научно-обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Теоретические основы:

Объект– сам процесс социально-педагогической профориентации, самоопределение личности.

Предмет– вся профориентационная деятельность ( принципы, формы, методы).

Организация профориентации.

Закономерности ( связаны с развитием личности) – личность формируется через деятельность и с помощью деятельности.

Принципы ( требования):

Социальные: сознательности, активности, соответствия возможностям, развития, связи с потребностями общества.

Педагогические:

  1. Связь с жизнью, трудом, с практикой.

  2. Систематичности.

  3. Преемственности.

  4. Взаимосвязи школы с базовыми предприятиями.

  5. Воспитывающие характер профориетационной работы.

  6. Индивидуализации.

  7. Дифференциации.

  8. Сочетания индивидуальных и коллективных форм.

Направления профориентационной работы:

профессиональное просвещение, воспитание, диагностика, консультация, отбор и подбор, адаптация.

Задачи профориентационной работы:

  1. Оказание пед. помощи при выборе профессии.

  2. Расширить знания о выборе профессии.

  3. Выявить и развивать способности ( диагностика).

  4. Формировать практические умения и навыки.

Формы работы:

- профессиональная консультация (работа с семьёй и родителями);

- профессиональная диагностика;

- беседа;

- экскурсия;

- встречи с представителями различных профессий;

- круглые столы;

- родительские собрания;

- выпуск газет, бюллетеней;

- праздник профессий.