logo search

О. Н. Усанова Психологическое изучение детей с аномалиями в развитии Задачи психологического изучения

Психологическое изучение проводится в общем комплексе обследования аномальных детей специалистами-дефектологами и психологами методами специальной психологии. Результаты психологического изучения зачастую могут явиться одним из основных критериев при диагностике нарушения в общем комплексе медико-психолого-педагогического исследования.

Задачи психологического изучения: – выявить и квалифицировать особенности психического развития аномальных детей, определить характер дефекта развития;

– определить потенциальные возможности и установить ориентировочные сроки компенсации дефектов развития в условия специального обучения и воспитания, т. е. выявить, возможна ли и за счет каких сохранных функций компенсация дефекта, какими будут темпы развития ребенка в процессе компенсации, какие виды помощи и в каком количестве помогут ребенку решать предлагаемые в обучении задачи;

– определить оптимальный путь обучения и тип учебного учреждения для аномальных детей.

В исследовании психического развития аномальных детей перспективным является нейропсихологический подход, который предусматривает синдромный анализ дефекта, позволяющий вычленить механизмы (факторы), лежащие в основе всего синдрома нарушения и провести качественный анализ дефекта развития психики ребенка. Использование этого подхода делает возможным установление взаимосвязи нарушений психических процессов, в частности, взаимосвязи нарушений речи с другими психическими процессами, а, следовательно, ответить на вопросы о том, каков механизм нарушения речи и какой дефект должен быть преодолен в первую очередь при коррекционной работе.

Психологическое изучение играет важную роль в научном обосновании организации учебной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, так как раскрывает характерные особенности усвоения ими знаний, умений, навыков и условия формирования положительных качеств личности. В ходе психологического изучения можно установить, как тот или иной дефект отражается на структуре личности аномального ребенка и процессе ее становления. Выявление условий развития психических процессов и свойств личности аномальных детей создает необходимые предпосылки для совершенствования учебно-воспитательной работы с ними.