logo search
6

Подходы к воспитанию(личностный, культурологический и т.Д.), возможные классификации воспитания по различным основаниям( семейное, авторитарное, нравственное и пр.).

xСоциализирующий подход к воспитанию успешно встраивается в либеральную доктрину вариативного образования, которая начала оформляться в нашей отечественной педагогике в последнее десятилетие XX в. и развивается сейчас, в начале XXI в. В рамках социализирующего подхода активно разрабатываются также новые ценностные установки образовательной политики современной России:

- сотрудничество государственных институтов образования и семьи;

- обогащение воспитательных возможностей школьного сообщества;

- обеспечение гармоничного соотношения социализации и индивидуализации в процессе воспитания;

- создание образа мира как результата совместной деятельности и общения взрослых и детей;

- организация практики социальной деятельности школьников, их социального творчества;

- развитие у школьников опыта самоуправления, нормотворчества, гражданской инициативы.

Герменевтический подход (А.Ф. Закирова, В.П.Зинченко, Ю.В. Сенько, И.И.Сулима). В основе этого подхода лежит философская герменевтика — философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на основополагающих идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля.

С позиций герменевтики, воспитание — это обращение к психическому опыту субъекта, к его "жизненному миру", который проявляется как переживание. Такой феномен, как психическое переживание, осваивается только в рефлексии. Иными словами, человек понимает в других только то, что пережил и понимает в самом себе. Это в одинаковой мере относится и к воспитателям, и к воспитанникам, Поэтому переживания ребенка — главный предмет деятельности воспитателя. Именно переживания (а не поведенческие реакции или высказываемые суждения) должны возникать в ситуациях педагогического взаимодействия, которое всегда организуется как диалог взрослого и ребенка.

Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Важными атрибутами воспитательного процесса становятся детские стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты воспитателем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самого воспитателя собственного детского опыта, своих детских переживаний, "проживания" воспоминаний из детства. Такой педагог не будет руководить ребенком, наставлять его, а сможет сотрудничать с ним как старший товарищ.

Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя. Понимание в герменевтике рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры. Поэтому, для воспитания очень важно обращение к классическим образцам в литературе, музыке, изобразительном искусстве, где главные смыслы, уже истолкованы великими авторами, и надо только открыться им.

Важное место в практике герменевтического подхода отводится "герменевтическому кругу". Это — парадокс, который указывает на особое цикличное движение в процессе понимания от прошлого к настоящему, от целого к деталям и наоборот. Известно, что любое событие, жизненный факт, слово часто приобретают тот или иной смысл в зависимости от предшествующего или последующего контекста. Для сторонников герменевтического подхода всегда важна прошлая жизнь ребенка, оставшиеся переживания, их соотнесение с нынешней жизнью. Понимание конкретного поступка ребенка возможно только при понимании его личности, а понимание личности невозможно без понимания социокультурных реалий эпохи. Но достичь понимания эпохи можно только через понимание переживаний и поступков современного ребенка.

Главный вектор "воспитывающего понимания" в герменевтике направлен на возможность понять смысл жизни воспитанника. Всякое переживание ребенка несет в себе и его "душевную действительность" — отношение к ценностям жизни. Воспитатель, действующий с позиций герменевтического подхода, признает у воспитанников любого возраста свои особые жизненные ценности. Их нельзя "подгонять" под некий высокий идеал. Сама природа детской жизни насыщает всякий ее момент полнотой ценности, поэтому воспитание не может иметь объективную, общую для всех цель. Цель воспитания рождается в акте понимания воспитателем проявлений жизни индивидуальности конкретного ребенка. "Воспитывающее понимание" обращено не на разрешение непосредственных проблем ребенка, а помогает идентифицировать ценности: соотнести смысл ценностей и личного представления воспитанника о них.

Аксиологический подход (В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е.Щуркова, Е.А. Ямбург). В основе этого подхода лежит философская теория ценностей, которая оформилась как самостоятельная научная дисциплина во второй половине XIX в., а в XX в. произошло широкое обращение к теории ценностей в разных сферах научной мысли, и в том числе в педагогике, в частности, в теории воспитания.

Для воспитания в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно понимание того, что мир ценностей объективен, это — сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание учит подрастающее поколение решать проблему "как жить". Однако ценности имеют и личностные проявления, ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации детерминируют отношение личности к окружающему миру и самой себе.

Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей, их интериоризации. Он включает несколько этапов:

• предъявление ценности в реальных условиях воспитания;

• ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности;

• выявление смысла ценности и ее значения;

• принятие осознанной ценности;

• включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников;

• закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.

Одним из самых сложных вопросов воспитательной практики вообще, и в рамках аксиологического подхода в частности, является вопрос о том, как выражается ценностный результат воспитания. Существует несколько позиций в этом вопросе.

1. Освоение ценностей напрямую зависит от их осознания воспитанниками. Такая позиция тяготеет к "познавательным" (эпистемологическим) формам воспитательной деятельности: разъяснениям, беседам, дискуссиям.

2. Степень освоения ценностей проявляется только на уровне мотивов социального поведения. Воспитатели, стоящие на этой позиции, активно организуют собственную деятельность воспитанников, создают ситуации выбора, побуждения их к инициативным проявлениям и ответственности.

3. Результат воспитания на аксиологическом уровне связан с ценностным отношением воспитанников. Ценностное отношение имеет трехкомпонентную структуру:

• когнитивный компонент — понятия и представление о той или иной стороне жизни;

• эмоционально-оценочный компонент — переживание данного события, явления, его оценка;

• поведенческий компонент — опыт действий, умения, навыки, поведенческая готовность к определенным социальным действиям.

"Воспитанные дети — это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, ...поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте которой они родились" [8, с. 19—20].

Но теоретики аксиологического подхода осторожно обходят принципиальную проблему: систему, каких ценностей должно осваивать современное отечественное воспитание в качестве своего содержания? Одни авторы предлагают ориентироваться на глобальные ценности: Природа, культура, любовь, семья, труд, свобода, другие оперируют наименованиями качеств личности: духовность, творчество, сотрудничество, ответственность, толерантность, гуманизм. Наконец, третьи апеллируют к гуманистической философии, где достигнуто согласие, что подлинно человеческое определяется тремя главными ценностями — Истина, Добро, Красота, которые взаимно дополняют и взаимно обусловливают друг друга. Парадоксальность ситуации состоит в том, что общественное сознание уже признает неизбежность пересмотра старого социокультурного содержания воспитания, а современная педагогика еще не готова выстроить принимаемые всеми ценностные воспитательные ориентиры.

Антропологический подход (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, В.Б.Куликов, Л.М.Лузина, В.И.Максакова) развивается в рамках педагогической антропологии и заявляет себя как направление современной педагогики, интегрирующее "знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса" [9, с. 16]. Следует отметить, что антропологический подход широко и своеобразно воплощается в практике "гуманистической педагогики", "рефлексивной педагогики", "педагогики ненасилия".

В сути своей антропологический подход реализует известную со времен Л.А.Коменского концепцию природосообразности воспитания, которая была блестяще развита с использованием достижений научного человековедения XIX в. К.Д.Ушинским в его педагогической антропологии. В XX в. в антропологическую интерпретацию воспитания большой вклад внесли философы-экзистенциалисты, в частности О.Больнов.

Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека — потребность в воспитании. Поэтому ребенок всегда сенситивен к воспитательному взаимодействию с взрослым, а достаточно воспитанный подросток уже способен испытывать потребность в саморазвитии, в самовоспитании.

Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания, поскольку декларирует единство и целостность умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития. Антропологическая воспитательная система строится с учетом следующих условий:

— открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечности, доверия, благодарности, терпимости);

— специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта здорового образа жизни и безопасного поведения;

— постоянная педагогическая диагностика, изучение, в первую очередь, природных задатков, внутренних предпосылок дарований и способностей детей;

— организация воспитательного процесса с учетом специфики ведущих видов деятельности в конкретном возрастном периоде, сенситивных предпосылок психического развития;

— обеспечение самоопределения личности каждого воспитанника в деятельности (преодоление трудностей, проявление инициативы и ответственности);

— природосообразные, ненасильственные методы воспитания (особое внимание методам "наставления", "увещевания", "обращения", "включения в деятельность"), использование "здоровьесберегающей технологии" воспитания.

Несмотря на то, что сторонники антропологического подхода активно развивают идеи о "пробуждении" задатков и внутренних возможностей личности, о значении ее самосовершенствования, они все-таки устанавливают определенные "пределы" воспитанию, очерченные природными задатками и индивидуальными особенностями ребенка.

Психотерапевтический подход (В.М.Букатов, Н.П.Капустин, В.П.Кащенко, Л.Д.Лебедева, Т.А.Стефановская). Воспитание в современной педагогике все чаще рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в проблемную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. Для этого используются различные виды искусства и средства художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее воздействие на детей и помогают им перестраивать эмоциональные переживания, снимают физическое и психическое напряжение, избавляют от страхов и застенчивости.

В обиход педагогов пришли: арттерапия и ее разновидности — музыкотерапия, танцевальная терапия; психодрама (социодрама) — специально организованная групповая форма решения жизненных проблем, тренинги личностного роста, общения и др.

Складывается впечатление, что здесь имеет место перенос достижений психотерапии в педагогическую практику. Но на деле все обстоит иначе: достаточно долго практическая медицинская психология заимствовала столетиями апробированные воспитательные технологии, а теперь происходит их возврат в педагогику, и обновленный набор приемов и психологическая терминология создают эффект новаций.

Возникает вполне резонный вопрос: как относиться к этому многообразию подходов к воспитанию? Воспитатель оказывается на сложном методологическом распутье: что предпочесть — привычные универсальные модели или научную рефлексию, как совместить традиционные технологии воспитания и новые, гуманистические?

В современной отечественной педагогике еще не утрачено стремление выстроить основательное педагогическое учение, которое, как некогда теория коммунистического воспитания, приняло бы "под свое крыло" все возможные педагогические проблемы. Созревает понимание, что задачей педагогической науки как раз и является соотнесение и согласование различных подходов, концепций, моделей воспитания и разработка некой конвенциональной концепции, т.е. родившейся на основе достигнутых в научных дискуссиях договоренностей самих ученых.

Но наряду с этим, в среде педагогов-теоретиков очень сильны настроения методологического плюрализма как отражение полипарадигмальности самой отечественной педагогики. Обращает на себя внимание любопытная тенденция — своеобразное "смешение доктрин": важные положения отдельных философских направлений "работают" одновременно в разных подходах к воспитанию (например, идеи экзистенциализма и феноменологии достаточно сильны и в антропологическом, и в социализирующем, и в аксиологическом подходах, а не только в герменевтическом; прагматизм проявляется и в социализирующем подходе, и в культурологическом и даже в формирующем). Большинство теоретических подходов к воспитанию признают как важные составляющие современного воспитания: субъект - субъектное воспитательное взаимодействие, значение индивидуальных достижений воспитанника и его самореализации, обращение к жизненному опыту ребенка, использование в процессе воспитания личностных механизмов рефлексии, автономности, свободного выбора, принятия ответственного решения.

За последние десятилетия мы уже отвыкли рассматривать ситуацию в образовании как идеологическое противостояние, как борьбу прогрессивных и реакционных тенденций. Многие авторитетные исследователи в области теории воспитания сходятся на том, что все многочисленные подходы к воспитанию по существу декларируют гуманистические цели и реализуют личностно ориентированную парадигму образования, а поэтому разными путями приводят к единым общечеловеческим ценностям.

"Блуждания" нашей теории воспитания в потоках авторитетных западных философских течений приводит и к пониманию того, что нам не стоит отказываться от глубинного смысла известных "корневых" идей русской классической педагогики: о значении самосовершенствования личности в условиях несовершенной жизни, о воспитании "внутреннего человека", о коллективизме, о любви к Отечеству.

Все это ставит новые серьезные задачи в профессионально-педагогическом образовании, в деле подготовки современного воспитателя. Он должен не только обладать широким философским кругозором, принимать изменения в идеологии детства, знать новые модели подходов к воспитанию и практические стратегии их реализации, но и иметь представление о герменевтических процедурах интерпретации педагогических наблюдений, понимать реальные проблемы жизни воспитанников, владеть психодиагностическими и социологическими технологиями, уметь строить отношения с ребенком как существом, живущим природной, душевной и духовной жизнью.