logo search
obsh_met_pos

Спасибо! до встречи во втором туре !

Материалы к проверке заданий

1. 1. Психика. 2. Формы познания. 3. Направления в философии познания (гносеологии). 4Социальные санкции. 5. Ресурсы власти.

По 2 балла за правильный ответ. Возможны другие правильные ответы.

Сумма – 10 баллов

2. 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия. 5. Неосторожность.

По 2 балла за полный правильный ответ.

Сумма – 10 баллов

3. 1. Федеральное Собрание РФ, так как остальное – органы исполнительной власти. 2. Гипотеза (этап научного познания), так как остальные термины – формы теоретического познания. 3. Правящая партия, так как остальные партии классифицированы по признаку их структуры и организации внутренней жизни. 4. Отрасль права, так как остальное – источники права.

По 2 балла за полный правильный ответ. Возможны другие правильные ответы.

Сумма – 8 баллов.

4. 1, 2, 3, 7.

По 2 балла за каждый правильный ответ. Из суммы вычитается по 2 балла за каждый неправильный ответ.

Сумма – 8 баллов.

5. 1. Творчество. 2. Истина. 3. Социология. 4. Бюрократия. 5. Демократия.

По 4 балла за каждый правильный ответ.

Сумма – 20 баллов.

6.

1

2

3

4

5

6

Е

Д

Г

В

Ж

Б

По 3 балла за каждый правильный ответ.

Сумма – 12 баллов.

7. 1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Сумма – 10 баллов

8.

9. Группа 1 – К.Маркс, Г.Гегель, А.Смит, Т. Мор (марксизм и его теоретические источники)/ Группа 2 – П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский (создатели учения о ноосфере). Группа 3 – И.Кант, Г.Гегель, М.Вебер (немецкие ученые философы и ученые).

По 3 балла за каждую правильную подпись и по 2 балла за правильный критерий..

Сумма – 33 балла.

10. 1. Конформизм. 2. Монетаризм. 3. Диверсификация. 4. Дивиденд. 5. Аксиология. 6. Дискриминация. 7. Стратификация. 8. Легитимность. 9. Сепаратизм. 10. Глобализация.

По 1 баллу.

По 2 балла за каждый правильно поставленный элемент.

Сумма – 24 балла.

11. Нарушено требование Закона РФ «О политических партиях». Политическая партия должна иметь свои отделения не менее чем в половине субъектов РФ.

До 10 баллов с учетом точности ответа и глубины аргументации.

Сумма – 10 баллов.

12. 1. Гражданское общество. 2. Менталитет. 3. Социальный статус.

По 3 балла за термин.

Сумма – 6 баллов.

13. 1. Осудили меня заслуженно. 2. Тиран. 3. Выставляет их напоказ.

До 3 баллов за каждый правильный ответ.

Сумма – 9 баллов.

14.

Сумма – 5 баллов.

15. Любой тезис для того, чтобы иметь силу, обязательно должен быть доказан какими-либо основаниями, причем эти основания должны быть достаточными для доказательства тезиса, т.е. он должен вытекать из них с необходимостью (тезис должен с необходимостью следовать из оснований).

До 15 баллов с учетом точности я ясности формулировки.

16. 1. Твердый взгляд на что-либо, основанный определенной идее, мировоззрении – убеждение. 2. Количество продукта, которое покупатели готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени – спрос.

По 4 балла за правильный ответ.

17. 1.Нет, первичной является норма права. 2. Да. 3. Нет, это институты гражданского права. 4. Нет, синонимом слова «конституционное право» является слово «государственное право». 5. Нет, гражданское право регулирует также личные неимущественные отношения.. 6. Да. 7. Да. 8. Нет, материальное право. 9. Нет, суперотрасли права – публичное и частное.

По 2 балла за правильный ответ. (При ответе «нет» должно быть правильное исправлении.)

Сумма – 18 баллов.

18. По горизонтали. 1. Закон. 3. Респондент. 4. Экономика. 5. Функция. 6. Престиж. 7. Монополия. 8. Канон. 9. Капитал. 10. Товар. 11. Цена. 12. Иск. 13. Нация.

По вертикали. 2. Конфронтация – противоборство. столкновения групп, классов, социальных сил, отдельных личностей.

По 1 баллу за каждое слов и 3 балла за определение выделенного слова.

Сумма – 15 баллов.

1. Перед вами три списка – век, направление философской мысли, имя философа. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец в тетрадь и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы. Обратите внимание! В списках научных направлений и имен мыслителей больше, чем веков. [24 балла]

Века

Направления философской мысли

Имена мыслителей и ученых

1. V в. до н.э.

2. V в.

3. XIII в.

4. XVI в.

5. XVIII в.

6. ХХ в.

I. Патристика

II. Экзистенциализм

III. Скептицизм

IV. Позитивизм

V. Атомистическое учение

VI. Диалектическое учение

VII. Агностицизм

VIII. Схоластика

А. М. Монтень

Б. Августин Аврелий

В. Ф.Ницше

Г. Дж. Беркли

Д. К. Ясперс

Е. Фома Аквинский

Ж. Демокрит

З. Ф.Энгельс

Века

Направления философской мысли

Имена мыслителей и ученых

1

2

3

4

5

6

2. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите в тетрадь порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! [30 баллов]

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .

1. социализация

2. роль

3. родители

4. личность

5. группа сверстников

6. биологические и социальные

7. индивид

8. на протяжении жизни

9. социальная регуляция

10. только биологические

11. социально значимые

12. в детские годы

13. индивидуальность

14. статус

15. адаптация

3. Бывший госсекретарь США Г. Киссинджер подчеркивает, что ослабление современных государств и снижение их роли уже привело не к новому мировому порядку, а к новому мировому беспорядку. Глобализация успела серьезно сказаться на безопасности мирового сообщества. [30 баллов]

1. Что такое глобализация?

2. О каких позитивных и негативных последствиях глобализации вы знаете?

3. Приведите факты, подтверждающие или опровергающие точку зрения Г.Киссинджера.

4. Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера.

MV = PQ,

где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг.

Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.

Опираясь на уравнение Фишера, оцените приведенные ниже утверждения как правильные или ошибочные. Свои выводы обоснуйте математически. [15 баллов]

1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут.

2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут.

3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут.

5. Перед вами таблица. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными таблицы. [40 баллов]

1. На протяжении 1970 – 1990-х гг. темпы прироста национального дохода неуклонно снижались.

2. Главной причиной снижения темпов прироста национального дохода было снижение темпов прироста производственных фондов.

3. Можно предполагать, что новая техника внедрялась в производство, но заинтересованности во внедрении достижений научно-технического прогресса была низкой.

4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным образом сказывалось на темпах прироста национального дохода.

Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода, производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1970 – 1990 гг.

1971 – 1975

1976 – 1980

1981 – 1985

1986 – 1990

Произведенный

национальный доход

Производственные

основные фонды

Фондоотдача

5,7

6,7

–2,7

4,3

7,4

–3,1

3,2

6,4

–3,3

1,3

4,8

–3,5

Примечание.

Фондоотдача – это произведенный национальный доход на один рубль производственных основных фондов.

6. Представьте себе такую ситуацию. Ваш друг прочитал статью, посвященную изучению одного из природных явлений, и рассказал вам о выводах автора. Вам нужно убедиться, что это статья – результат научного изучения данного явления. Сформулируйте пять вопросов, ответы на которые убедят вас в обоснованности того или иного суждения относительно характера знания, изложенного в статье. [20 баллов]

7. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав в тетрадь фамилию или имя мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка. [30 баллов]

1. Древко твое истлело, истлело тело,

в которое ты не попала во время óно.

Ты заржавела, но все-таки долетела

до меня, воспитаница …… . (И.А.Бродский.)

2. По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)

3. Хоть, может быть, иная дама

Толкует Сея и …… ,

Но вообще их разговор

Несносный, хоть невинный вздор. (А.С.Пушкин.)

4. Мы диалектику учили не по ………. .

Бряцанием боев она врывалась в стих,

когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)

8. Легко заметить, что приведенные в каждом ряду термины имеют различные значения. Чтобы убедиться в этом, запишите их краткие определения. А теперь подумайте, что общего есть между ними. Маленькая подсказка: прийти к правильным выводам вам помогут история их происхождения и знание буквального значения их корней. [34 балла]

1. Авторитет, власть, полиархия

2. Аномия, закон, легислатура.

9. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.[52 балла]

Одним из необходимых условий стабильного существования общества является непрерывное функционирование профессиональных групп (1). Среди таких групп учительство. Обучая и воспитывая, учитель приобщает школьников к материальным и духовным ценностям (2) прошлых и современных поколений – как посредник между ребенком и этими ценностями. Через учителя дети познают мир, людей, формируют свое мировоззрение (3). Функция учительства заключается во введении ребенка в социокультурный контекст общества.

Реализуя систематическое, регулярное обучение и воспитание, школа в значительной степени определяет будущее состояние культуры, общества в целом. Неполноценная социализация (4), ведущая к неспособности ребенка, а затем и взрослого войти в социум, найти в нем место – одна из причин дестабилизации и разрушения последнего. В то же время социализация, протекающая в согласии с общепринятыми ценностями, выполняет функцию сплочения социума.

Учительство как профессиональная группа, обладающая определенными корпоративными интересами, является элементом социальной структуры (5) общества. Продолжительное существование профессии доказывает ее необходимость для нормального функционирования общества, свидетельствует об ее адаптивных способностях. Учительство не является автономным, независимым образованием, его деятельность детерминирована влиянием более сложной и вместительной макросистемы – общества. Социальный статус (6) и социальная роль (7) учителя обусловлены культурными традициями (8) и ориентирами общества, идеологическими и экономическими приоритетами государственной политики.

Образовательная и воспитательная деятельность требует внешней легитимации (9), а кроме того лицензирования со стороны государства. Условия, при которых дается право на получение диплома учителя, стандартизированы. И надо полагать, что во всяком более или менее стабильном обществе эту функцию, как и контроль или, по крайней мере, влияние на систему образования государство не может передать никакому другому социальному институту. Таким образом, школа выступает в качестве не только социокультурного явления, но и социального института (10), важнейшего элемента регулятивного механизма общества. Именно с ее помощью обеспечивается воспроизводство конкретных типов социальных отношений, их прочность и устойчивость.

«Оставаясь воспитывающим и образовательным институтом, – писал П.А.Сорокин, – школа является частью социального механизма, который апробирует способности индивидов, просеивает их, селекционирует их и определяет их будущие социальные позиции… Школа, даже самая демократичная, открытая каждому, если она правильно выполняет свою задачу, является механизмом «аристократизации» и стратификации (11) и общества, а не «выравнивания» и «демократизации»

1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

2. Какие термины, близкие по значению к термину «социализация», употреблены автором? В чем их близость и в чем состоят различия?

3. Что вы знаете о жизни, научной деятельности П.А.Сорокина?

10. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.

Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

Ваши задачи:

1) перерисовав таблицу в тетрадь, озаглавить ее колонки;

2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;

3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;

4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы. [30 баллов]

1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом. 2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.