19.Цели, содержание и методика обучения произносительной стороне речи.
Цель обучения произношению - овладение слухопроизносительной стороной говорения и чтения: Умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха; Навыками произношения, т.е. доведенное до автоматизма владение артикулярной базой ИЯ; Развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической основы внешней речи.учащиеся должны овладеть всеми смыслоразличительными звуками (фонемами) и основными интонационными структурами наиболее распространенных типов простых и сложных предложений, уметь правильно оформлять их с точки зрения ударения, ритма, мелодики и распределения пауз.
В соотв. с Программой обучения ИЯ - Содержание обучения произношению составляет звуки, звукосочетания, интонационные модели и единицы речи: фразы, в частности разные коммуникативные типы предложений и связный текст (лингвистический компонент СО); Конкретные действия с этими единицами (психологический компонент СО - формирование слухо-произносительных навыков); Общеучебные навыки и умения (методологический компонент).
Основные требования - фонематичность, т.е. степень правильности фонетического оформления речи, достаточная для понимания ее собеседником беглость, т.е. степень автоматизации произносительных навыков, позволяющая учащимся говорить в нормальном темпе речи (130-150 слов в минуту). Принципы обучения произношению: по И. Л Бим (1990):Коммуникативная направленность.Обучение фонетике подчинено нуждам общения; упражнениям придается условно-коммуникативный характер: использование рифмовок в функции считалок, песен и т.д.Ситуативно-тематическая обусловленность фонетического материала.Он должен, соотноситься с уроком в содержательном плане.Сочетание сознательности с интуициейв процессе овладения:имитация звуков, не представляющих особых трудностейна основе интуитивного подлаживания органов речи; сложные звуки сопровождаютсяпояснением.Наглядность предъявления. Новый звук показывается с помощью зрительной наглядности - жесты на ударение, повышение/понижение мелодии. Слуховая наглядность - многократное предъявление образца в речи диктора, учителя; языковая наглядность - перемежающееся противопоставление звуков ([θ] – [ð]).
Активность учащихся.Индивидуальный подход к формированию произносительной стороны речи учащихся в условиях коллективного обучения.Исправление ошибок с помощью образца методом переспроса, не нарушая речи учащихся.Технология обучения:организация ознакомления с новым фонетическим явлением, тренировки учащихся в употреблении фонетического материала,организация применения.Основные этапы работы со звуком.Ориентировка.Ознак. учащихся с тем, в каком положении должны быть органы речи при произнесении звука.
Планирование.Обучаемые должны поставить свои органы речи в нужное положение. Артикулирование или собственно произнесение звука.Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы речи в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.Отработка звука в системе фонетических упражнений. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях.Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация (Рогова Г.В.), упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости и упражнения на имитацию (Соловова Е.Н.). Активное слушание («вслушивание») гарантируется предваряющими заданиями, помогающими привлечь внимание к нужному качеству звука, интонеме; оно стимулирует выделение из потока слов конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной карты учащийся показывает учителю, как он узнал звук. Упражнения в активном слушании являются обязательной составной частью упражнений в развитии слухо-произносительных навыков; они шлифуют слух и готовят почву для упражнений в воспроизведении. Контроль уровня сформированности произносительных навыков осуществляется при выполнении учащимися упражнений в аудировании и при неподготовленном заранее говорении, а также чтении вслух.
При оценке правильности фонетической стороны речи учащихся следует различать фонетические (искажают качество звучания, но не нарушают смысл коммуникации, допускаются в речи учащихся при соблюдении принципа аппроксимации) и фонологические ошибки (искажают содержание высказывания и тем самым делают речь непонятной для собеседника, это ошибки, которые следует учитывать при оценке речи учащихся). Наиболее типичные ошибки следует фиксировать с тем, чтобы предложить ряд дополнительных заданий на эти звуки или интонационные модели.
- 3. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- 4. Понятия “коммуникативная компетенция». Ее характеристика и структура.
- 5. Программа по иностранным языкам для различных типов школ. Проект государственного образовательного стандарта по иностранному языку.
- 6. Психологические особенности содержания и процесса обучения иноязычному общению. Характеристика навыков и речевых умений.
- 7. Лингвистические основы обучения ия. Язык, речь и речевая деятельность
- 8.Дидактические принципы обучения иностранным языкам.
- 10. Методические принципы
- 11.Принцип наглядности в обучении иностранным языкам. Виды наглядности в действующих умк.
- 12. Средства обучения. Компоненты умк, их характеристика и назначение. Связь средств с содержанием и методами обучения.
- 13. Проблема системы упражнений в методической литературе. Упражнение как методическая единица. Классификация упражнений. Принципы построения системы упражнений для обучения иноязычному общению.
- Глава 2. Какие проблемы возникают применительно к упражнениям
- 14.Современные методы обучения ия.
- 15.Сравнительная характеристика прямых и грамматико-переводных методов обучения ия.
- 16.Предметный аспект содержания обучения ия.
- 17. Процессуальный аспект содержания обучения ия.
- 18.Отбор содержания обучения ия.
- 1. Отражение специфики предмета иностранный язык
- 2.Соответствие общедидактическим принципам
- 3.Соответствие целей, задач и содержания учебно-методических материалов нормативным документам
- 4. Нацеленность содержания учебных материалов на требования профильного обучения
- 6. Рациональное сочетание традиционных и цифровых средств обучения
- 19.Цели, содержание и методика обучения произносительной стороне речи.
- 20.Цели, содержание и методика обучения грамматической стороне речи.
- 3. Проблема “типологии лексики”.
- 4. Заключение.
- 22.Аудирование как цель и средство обучения. Трудности при аудировании. Упражнения.
- 23.Цели, содержание и методика обучения диалогическому общению.
- 24. Цели, содержание и методика обучения монологическому общению
- 25. Обучение чтению как виду речевой деятельности. Уровни понимания при чтении. Условия, обеспечивающие понимание читаемого. Упражнения. Контроль понимания читаемого.
- 26. Методика обучения чтению на разных ступенях обучения. Виды чтения.
- 27. Современный урок иностранного языка. Структура и основные требования к уроку иностранного языка на разных ступенях обучения.
- 28. Планирование и его роль в обучении иностранному языку. Виды планов и их характеристика. Условия, обеспечивающие успешное планирование урока иностранного языка.
- 29. Цели, задачи и особенности работы на начальном этапе обучения иностранному языку. Игра как основное средство обучения на раннем этапе.
- 31. Внеклассная работа по иностранному языку. Пути и способы повышения воспитательной и образовательной направленности внеклассной работы.
- § 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система
- 32. Самостоятельная работа по владению иностранным языком как резерв учебного процесса. Виды и уровни самостоятельной работы. Роль памятки использования тсо в организации самостоятельной работы.