logo search
ГЭК нач

23. Теоретические основы семейного воспитания: значение семьи и жизни ребенка, функции семьи, условия правильного семейного воспитания, ошибки в семейном воспитании.

Семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка. Истоки семейной педагогики: народная мудрость, высокая нравственность, христианские добродетели. Проблема соотношения семейного и общественного воспитания. История возникновения семьи. Семья как малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственность, необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Два вида семейных отношений: супружество и родство. Типы семей: патриархальная (традиционная) семья, нуклеарная и малая семья (неполная, материнская, «пустые гнезда»). Функции семьи: репродуктивная, хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная (воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей; систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни; постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их к самовоспитанию). Условия правильного семейного воспитания в трактовке А.С.Макаренко: осознание родителями ответственности за воспитание детей; наличие педагогических знаний у родителей; родительский авторитет и личный пример родителей (раскрыть виды ложного авторитета: подавления, любви, чванства, педантизма); правильная организация семейно жизни; установление правильных взаимоотношений с детьми. Ошибки в семейном воспитании: отдаление родителей от ребенка; опека; «слепая любовь»; неравное отношение к детям в семье; отсутствие единства в требованиях к детям; материальное вознаграждение за оказанную услугу