logo search

Взаимосвязь специальной психологии с другими науками

Круг взаимодействия специальной психологии с другими науками достаточно широк. Так, психологическое изучение нормальных и аномальных детей в аспекте их развития, начатое еще

Л. С. Выготским, сближает детскую, педагогическую и специальную психологию, а изучение общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей обуславливает связь специальной и общей психологии. Специальная психология является отраслью общей психологии. Но если общая психология изучает закономерности строения и развития психики в норме, то специальная психология изучает те же закономерности при аномальном развитии. Связи специальной и общей психологии вытекают из общности определения науки, методов изучения, квалификации изучаемых явлений в единых понятиях.

Взаимодействие специальной психологии с другими отраслями психологической науки расширяются по мере дифференциации психологии в целом. Так, начиная с 70-х годов у нас в стране по инициативе А. Р. Лурия интенсивно развивается детская нейропсихология, которая представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика». Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными поражениями мозга, проводимое в рамках нейропсихологии, позволило выявить закономерности хроногенной локализации высших психических функций, о которой писал Л. С. Выготский (1934). Общепсихологическое положение Л. С. Выготского об «изменчивости межфункциональных связей и отношений» в процессе формирования высших психических функций привело к возможности указать направление изменений в процессе развития «вверх» – на еще не сформировавшиеся функции и «вниз» – на уже сложившиеся и на зависимость характера изменений в развитии от времени воздействия патогенного фактора. Эти выводы в значительной мере повлияли на развитие психологической диагностики и разработку научных основ обучения аномальных детей.

Широкие связи специальной психологии и других областей психологической науки расцениваются неоднозначно, поэтому вопрос о самостоятельности специальной психологии как науки окончательно не решен. Некоторые авторы (В. В. Богословский, А. Г. Ковалев, А. А. Степанов) считают специальную психологию частью патопсихологии, обосновывая это тем, что и та, и другая наука изучает различные формы нарушения нормальной психической деятельности людей, различные нарушения психического развития. (По их мнению, предметом патопсихологии, в частности, как и предметом специальной психологии, являются нарушения психической деятельности.) Однако с этим нельзя согласиться. Специальная психология отличается от патопсихологии тем, что она изучает патологию формирования и развития психической сферы у детей с аномалиями развития в то время как патопсихология изучает структуру и закономерности распада сформировавшейся психической сферы и личности субъекта. Известно, что процессы развития и распада психической деятельности протекают по разным законам и имеют качественные особенности, не позволяющие говорить об однородности отдельных уровней распада и развития. Следовательно, изучение этих закономерностей должно вестись дифференцированно. Кроме того, специальная психология ориентирована на нужды дефектологии и «обслуживает» ее теоретические и практические потребности, а патопсихология направлена на разрешение задач, поставленных перед ней практикой психиатрической клиники. В связи с этим включение специальной психологии в патопсихологию представляется неправомерным.

Неразрывна и взаимообусловлена связь специальной психологии и педагогики и ее раздела – специальный педагогики. Взаимосвязь этих наук выражается в том, что одна из задач специальной психологии – разработка психологического обоснования вопросов и воспитания детей с аномалиями развития на основе знаний о специфике их развития, обоснование структуры специальных дошкольных и школьных учреждений, определение направления образования и трудовой подготовки, обоснование применения технических средств обучения аномальных детей.

Достижения специальной психологии позволяют учителю-дефектологу увидеть возрастные и индивидуальные особенности детей с аномалиями развития, увидеть перспективы, потенциальные возможности развития аномальных детей, найти эффективные пути и методы работы с ними. Известно, что научная специальная педагогика может совершенствовать свои дидактические и методические принципы и строить систему обучения и воспитания только исходя из знания групповых (обусловленных аномальными факторами) возрастных и индивидуальных особенностей детей, изучаемых специальной психологией. Поэтому главная задача спецпсихологии заключается в том, чтобы опережать педагогическое исследование, исходя, с одной стороны, из тех новых возможностей, которые открывают перед ней современные теоретические и экспериментальные достижения общей психологии, а с другой – из самостоятельного «видения» психологических проблем, возникающих в области обучения и воспитания. Такое самостоятельное «видение» педагогических проблем является первым условием для того, чтобы спецпсихология смогла повысить действенность своего влияния на педагогику и практику обучения и воспитания этого контингента детей.

Не менее тесными являются связи специальной психологии с медициной. Они диктуются тем, что эти науки имеют общий объект изучения: ребенок с врожденными и приобретенными нарушениями психического развития, но отличаются по предмету изучения. Наиболее тесно спецпсихология связана с разделами неврологии, психиатрии и физиологии. Интеграция спецпсихологии, неврологии и физиологии дает возможность для качественно новой оценки состояния психического развития аномальный детей. Создание теории функциональных систем, разработка теории динамической локализации функции в коре головного мозга (П. К. Анохин, А. Р. Лурия) определило принципиально новый подход к анализу аномалий развития и нарушений формирования высших психических функций у аномальных детей. Исходным стало утверждение о том, что «функция» является сложной деятельностью, в результате которой та или иная задача может решаться с привлечением разных средств и которая опирается на сложную функциональную систему совместно работающих отделов коры головного мозга; каждый отдел головного мозга – прежде всего его коры – включается в эту функциональную систему, вносит свой вклад в осуществление этой деятельности (А. Р. Лурия, 1972). Нарушение функциональной системы зависит от ряда факторов, влияющих на структуру нарушения и его механизм. Достижения неврологии в области изучения структуры и функции нервной системы позволяют установить механизмы нарушений при аномальном психическом развитии, а следовательно соотнести структуру нарушения с возможностями компенсации дефекта и прогнозировать потенциальные возможности развития аномальных детей.

Взаимосвязь спецпсихологии и психиатрии обусловливает более глубокое понимание сущности нарушений отражательной деятельности мозга. Однако признание того, что спецпсихология является психологической наукой, определяет ее отграничение от медицинских наук. Медицинская наука изучает причины, наиболее типичные симптомы и синдромы заболеваний, закономерности их появления и чередования, проводит анализ критериев прогноза болезни, а также определяет ее лечение и профилактику.

Специальная психология изучает закономерности недоразвития психической деятельности и формирование личности в условиях аномального развития в сопоставлении с нормой, квалифицирует эти особенности развития в понятиях современной психологии, разрабатывает теоретические основы коррекционного обучения и воспитания аномальных детей.

Таким образом, специальная психология, являясь отраслью общей психологии, имеет широкие связи со многими науками.

Фундаментальной основой этих связей является общность объекта изучения, которым является человек и его деятельность во всем многообразии ее проявлений, детерминированная социальными, психическими, физиологическими, патологическими и многими другими условиями. Такие связи спецпсихологии являются существенным фактором ее развития. Оценивая важность взаимодействия спецпсихологии с другими науками, необходимо четко представлять ее задачи и предмет изучения с тем, чтобы не происходило размывания границ науки.