logo search
лекции ПФВиС 2012

5.6.Психологические особенности личности тренера

В основе воспитательного процесса в системе отечественной школы физического воспитания и спорта лежат определенные мотивы. К мотивам занятий спортом относятся такие, как стрем­ление к всестороннему развитию личности, полноценной подго­товке к труду и защите Родины, желание внести свой вклад в развитие спорта, прославить свою страну или определенное спортивное общество...

Эти мотивы проявляются и раскрываются в процессе занятий спортом, а это вызывает необходимость разрабатывать и соблю­дать специальные нормы спортивной этики; развивать способ­ность преодолевать специфические трудности на пути к спортив­ным достижениям, воспитывать спортивное трудолюбие, силь­ную волю и другие личностные качества и свойства спортивного характера

Сама по себе спортивная деятельность не воспитывает пози­тивных личностных качеств, так что при определенных условиях у спортсмена могут сформироваться отрицательные черты характе­ра (чрезмерное честолюбие, тщеславие, зазнайство, эгоизм и т.п.), если этому не противостоит систематическое целеустремленное нравственное воспитание и самовоспитание спортсмена. Задачи нравственного воспитания в процессе тренировки стоят прежде всего перед тренером.

Как любой педагог, учитель физкультуры, преподаватель фи­зического воспитания или тренер призваны решать задачи по все­стороннему развитию личности воспитываемых. Воспитательные функции такого специалиста не исчерпываются руководством физическим образованием и развитием физических способностей. Чтобы успешно осуществлять процессы воспитания, обучения и развития, ему необходимо знать как присущие человеку социаль­но обусловленные черты, так и свойства личности.

В условиях спорта такие педагогические процессы имеют ряд особенностей. Тренер, осуществляя учебно-воспитательную рабо­ту, выполняет следующие основные функции: 1) управленческую; 2) формирующую; 3) гностическую; 4) регулирующую; 5) воспита­тельную.

Управленческая функция тренера необходима для разносторон­ней подготовки спортсмена, так как обеспечивает ему принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согла­сование, контроль и коррекцию.

Тренер осуществляет управление при информационном взаи­модействии со спортсменом посредством речи. Планы, наставле­ния, советы, указания, замечания, беседы и т.п. — это наиболее распространенные формы управляющей информации со стороны руководителя. Анализируя информацию, тренер принимает управ­ленческие решения, от правильности которых зависит успех его воспитанников. Известны три группы таких решений: первые обес­печивают оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса; вторые формируют волевую готовность спортсмена к выступлению в соревнованиях; а третьи, принимаемые в процес­се выступления на соревнованиях, являются существенной помо­щью спортсмену.

Приняв решение, тренер должен прогнозировать эффектив­ность его реализации и возможность принимать следующие реше­ния. При этом он должен владеть таким стилем мышления, кото­рый аналогичен научному: он должен быть поисковым, проблем­ным, оригинальным и системным.

Известно, что под влиянием тренировки состояние спортсме­на изменяется.

Различают три типа состояний спортсмена:

а) этапные состояния (состояние спортивной формы или, напротив, состояние недостаточной тренированности и т.п.);

б) текущие состояния (изменяются под влиянием одного или нескольких занятий);

в) оперативные состояния (возникают под влиянием отдельных упражнений и быстро изменяются).

Постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колеба­ния его состояния служат основой для управления процессом спортивной тренировки при помощи обратных связей: 1) сведе­ния, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, настрое­ние, отношение к работе и т.д.); 2) сведения о поведении спорт­смена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замечен­ные ошибки и т.д.); 3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, кото­рые вызваны тренировочной нагрузкой); 4) сведения о кумуля­тивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии трени­рованности).

Чтобы успешно и грамотно построить занятия, важно иметь развернутое представление о факторах, определяющих эффек­тивность соревновательной деятельности спортсмена, о взаимосвязях между структурой соревновательной деятельности и струк­турой подготовленности: 1) компоненты соревновательной дея­тельности (старт, особенности соревновательной борьбы, фи­ниш); 2) интегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении соревновательной деятель­ности (например: скоростно-силовые способности, специальная выносливость); 3) функциональные параметры и характеристи­ки, определяющие уровень интегральных качеств (мощность, ем­кость систем энергообеспечения, устойчивость и подвижность функциональных систем и т.п.); 4) частные показатели функци­ональных параметров и характеристик (объем сердца, минутный объем кровообращения, объем легких и т.д.). Все это, учитывая функциональные возможности спортсмена, структуру предстоя­щей соревновательной деятельности и соответствие структуры подготовки к соревнованиям, позволяет диагностировать резуль­тативность соревновательной деятельности и создать фундамент эффективности управления тренировочным процессом.

Спортивное совершенствование возможно лишь в условиях регулярного контроля со стороны тренера за уровнем работоспо­собности воспитанников, за их умением переносить нагрузки, за процессом восстановления и их психическим состоянием. Следя за результатами контроля, тренер обязан своевременно корректи­ровать виды деятельности. В соответствии с необходимостью оце­нивать текущие и оперативные этапные состояния спортсмена при­нято различать три вида контроля1:

  1. поэтапный — определение изменения состояния под воздей­ствием относительно длительного периода тренировки и разра­ботка стратегии на последующий макроцикл или период;

  2. текущий - оценка реакции организма спортсмена на вы­полнение соответственно направленной тренировочной работы, наблюдение за формированием процессов утомления под влия­нием нагрузок на отдельных занятиях, учет условий, необходи­мых для протекания восстановительных процессов, выявление особенностей взаимодействия различных по величине и направ­ленности нагрузок в течение тренировочного дня или микро­цикла;

  3. оперативный (направлен на оптимизацию программы тре­нировочных занятий) - выбор упражнений, которые в наиболь­шей степени способствуют решению поставленных задач. Здесь используются тесты, позволяющие выявить оптимальный для каж­дого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность упраж­нений, величину нагрузки и т.д.

В процессе контроля могут оцениваться и учитываться: эффективность соревновательной деятельности; уровень развития физических качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности; возможности отдельных функциональных систем, обеспечива­ющих эффективность соревновательной деятельности; реакция организма на предлагаемые тренировочные нагруз­ки, особенности протекания процессов утомления и восстановлeния. Одна из основных задач контроля - рациональный подбор те­стов, которые должны: 1) объективно отражать оцениваемые ка­чества и способности; 2) быть понятными и для испытуемых, и ;для тех, кому они дают информацию; 3) вписываться в трениро­вочный процесс, не нарушая его организации и не ставя перед спортсменом непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции психики и функциональных систем; 4) выявлять реак­цию на тренировочные воздействия в соответствии с требования­ми структуры соревновательной деятельности и соответствующей структуры подготовленности к ней спортсмена (в совокупности всех сторон оценки).

Формирующая функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки необходимых технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности спортсмена.

Формирование двигательных актов и психических явлений осу­ществляется в экстремальных условиях тренировочной и соревно­вательной деятельности в соответствии с намеченным конечным результатом. Оно происходит на базе автоматизированного управления действиями, состоящими из определенной системы движе­ний и регуляторных актов. Гностическая функция связана с сообщением спорт­смену необходимых знаний и умений, со стимулированием его познавательной активности.

Регулирующая функция способствует оптимизации -действий, процессов, психических состояний личности, органи­зации этических норм поведения.

Наиболее актуальны регулирующие воздействия на спортсме-:; на накануне соревнований в условиях психических срывов, пере­утомления и т.п. Здесь полезны беседы о причинах срыва, пере­ключение внимания на благоприятные мысли, приемы психоре-гулирующей тренировки и средства восстановления спокойствия. Воспитательная функция направлена на выработку у спортсмена морально-волевых качеств, нравственных черт харак­тера, общественного самосознания.

Для решения воспитательных задач тренер должен сформиро­вать сплоченный дружный коллектив, в котором каждый отдель­ный его член ощущает общую поддержку, заботу, учится подчи­нять свои интересы интересам коллектива, понимать и чувство­вать радость от общей деятельности и т.д.

Тренер обязан обладать качествами и навыками, необходимы­ми для педагогической деятельности вообще и тренерской в час­тности для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Общие педагогические требования:

  1. высокий уровень нравственного самосознания;

  2. педагогическое образование;

  3. широкий идейно-политический кругозор;

  4. устойчивые морально-волевые качества;

  5. интерес к современным достижениям в педагогике, психо­логии и биологии;

  6. высокий общий культурный уровень;

  7. умение управлять собой в любых условиях;

  8. хорошие организаторские способности;

  9. умение руководить коллективом и пользоваться авторите­том у своих учеников.

Специальные требования к тренерской деятельности:

  1. знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;

  2. умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;

  3. умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

  4. способность планировать перспективную подготовку спорт­сменов, учитывая их индивидуальные особенности;

  5. умение воспитывать у своих учеников стремление регуляр­но заниматься спортом;

  6. способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

Тренер - это глубоко творческая личность. Исследователи про­блем творчества придают большое значение выявлению особен­ностей творческой личности.

Так, в работах Я.А.Пономарева выделяются следующие осо­бенности: перцептивные (необыкновенная напряженность внима­ния, огромная впечатлительность, восприимчивость); интеллек­туальные (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний); характерологические (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность).

Многие авторы относят к особенностям творческой личности такие качества, как готовность к риску, готовность бороться с сомнениями, независимая интровертивная позиция, побуждаю­щая стоять на своем.

Высокотворческие личности часто проявляют заметный инте­рес к сложным и новым проблемам. Их привлекают те ситуации, которые требуют оригинального решения.

Анализ деятельности тренеров показывает, что для тренера-творца характерны прежде всего: идейность в видении учебно-воспитательного процесса (стремление превратить знания учени­ков в их убеждения), желание экспериментировать и накапливать новый опыт, свобода от самоограничений, гибкость и независи­мость мышления и действий, высокая творческая энергия, спо­собность концентрировать свои творческие усилия, стремление решать все более трудные педагогические задачи.

Следует выделить особенности личности тренера-творца: он способен гибко реагировать на запросы практики, жизни, не при­держиваться догм, какими бы авторитетными они ни были, ви­деть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенство­ванию. Тренер — это творец, исследователь: из лучших образцов передового опыта он извлекает идею и трансформирует ее, при­ближая к конкретным условиям. Его отличает умение самостоя­тельно перерабатывать учебный материал, умение управлять дея­тельностью воспитанников, особенно познавательной и обще­ственной, развивать их творческое мышление. Он в постоянном поиске новых путей, способов и приемов изложения и показа учебного материала. Ему присуще стремление использовать все закономерности познавательного процесса обучаемых для глубо­кого усвоения и осмысления ими системы знаний и выработки прочных навыков и умений. У него сильно развито умение видеть перспективы развития и находить верные пути для решения воз­никающих проблем. Он добивается того, чтобы в ходе учебного процесса были с наибольшей эффективностью учтены и реализо­ваны все важнейшие принципы педагогики и психологии, и, на­конец, ему свойствен постоянный творческий рост, он инициа­тивен в самосовершенствовании.