logo search
pedagogicheskaya_otvety

24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.

ЗБР(по Выготскому) это те функции или любые сложные психические образования которые ещё не проявились во вне, а пока остаются в стадии созревания, но они уже готовы «вот вот появятся на сцене». Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день". Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации.

Выготский предложил прием, где ребёнку предъявляются задачи с последовательным повышением уровня сложности, задача которая не решена им, и является той которая находиться в ЗБР, а те задачи которые решены ребёнком это зона актуального развития.

Помощь которая оказывается ребёнку когда он не может решить задачу это подзказка-намёк, образец, объяснение решения при нём. Чем меньше и незначительнее подсказка тем шире его зона ближайшего развития. А если ребёнок, не смотря на все подсказки, вообще не может справится с задачей, это граница зоны ближайшего развития.

Обучение должно быть ориентировано не только на актуальный уровень развития, но и на ЗБР. Новые материалы должны даваться таким образом, чтобы ребёнок поднимался над своим актуальным уровнем.

Эльконин-Давыдов: В ЗБР, в сотрудничестве с учителем лежит овладевание знаниями.

У подростка не только исследовательская деятельность, но и анализ. У старшеклассников постановка новых проблем.

Библер: В ЗБР лежит способность к диалогу с другими точками зрения и другими культурами.

Рубцов В.В.: в ЗБР лежит постепенное освоение новых видов деятельности.

Гальперин: в ЗБР лежат процессы овладения различными действиями.

14