24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.
ЗБР(по Выготскому) это те функции или любые сложные психические образования которые ещё не проявились во вне, а пока остаются в стадии созревания, но они уже готовы «вот вот появятся на сцене». Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день". Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации.
Выготский предложил прием, где ребёнку предъявляются задачи с последовательным повышением уровня сложности, задача которая не решена им, и является той которая находиться в ЗБР, а те задачи которые решены ребёнком это зона актуального развития.
Помощь которая оказывается ребёнку когда он не может решить задачу это подзказка-намёк, образец, объяснение решения при нём. Чем меньше и незначительнее подсказка тем шире его зона ближайшего развития. А если ребёнок, не смотря на все подсказки, вообще не может справится с задачей, это граница зоны ближайшего развития.
Обучение должно быть ориентировано не только на актуальный уровень развития, но и на ЗБР. Новые материалы должны даваться таким образом, чтобы ребёнок поднимался над своим актуальным уровнем.
Эльконин-Давыдов: В ЗБР, в сотрудничестве с учителем лежит овладевание знаниями.
У подростка не только исследовательская деятельность, но и анализ. У старшеклассников постановка новых проблем.
Библер: В ЗБР лежит способность к диалогу с другими точками зрения и другими культурами.
Рубцов В.В.: в ЗБР лежит постепенное освоение новых видов деятельности.
Гальперин: в ЗБР лежат процессы овладения различными действиями.
- Вопросы к государственному экзамену по «Педагогической психологии»
- 1. Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Выготского.
- 2. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке
- 3. Программированное обучение как психодидактическая система (б. Скиннер, н. Краудер, г. Паск).
- 4. Метод тестирования в педагогической психологии его достоинства и недостатки
- 5. Психологические причины неуспеваемости школьников
- 6. Метод анкетирования в педагогической психологии
- 7. Диагностика готовности детей к школьному обучению.
- -Методика «Звуковые прятки» (проверяет фонематический слух ребенка, так же для выполнения необходимы произв внимание и произв регуляция деятельности.
- 8. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (п.Я. Гальперин, н.Ф. Талызина)
- 9.Основные положения психологической теории учебной деятельности (в.В.Давыдов, д.Б.Эльконин).
- 10.Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, монографический метод и другие).
- 11.Эксперимент в исследованиях по педагогической психологии. Примеры из истории педагогической психологии.
- 12.Особенности обучения в дидактической системе л.В.Занкова
- 13. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (в.В.Рубцов)
- 14. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах
- 15. Различия в подходах к проблеме обучения и развития в работах л.С. Выготского и ж.Пиаже
- 16. Концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи, в. Оконь, а.М. Матюшкин)
- 17. Коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности
- 18.Потребности и мотивы учения.
- 19.Деятельностный подход к проектированию учебно-воспитательного процесса в школе (на примере опыта проектирования развивающего обучения).
- 20.Идеи компетентностного подхода в проектировании современного общего среднего и высшего профессионального образования.
- 21.Социальная ситуация развития современных школьников. Воспитание современных школьников.
- 22.Особенности содержания и методов обучения в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- 23.Современные контрольно-измерительные методы оценки качества общего образования ( pirls, tims, pisa, егэ и другие).
- 24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.