logo search
Voprosy_po_sotsialnoy_pedagogike (1)

Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности

Профилактика эффективна, если:

Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе;

Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Детям и взрослым представляется объективная информация о психоактивных веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;

В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции;

Комплексные программы включают работу, как с детьми, так и с родителями, которые проводятся совместно специалистами разных профилей (педагогами, психологами, медработниками и др.).

Принципы, на которых основывается деятельность педагога в профилактической работе употребления ПАВ, алкоголя и курения в школьной среде, следующие:

1. Комплексность. Предполагает согласование взаимодействия на межведомственном и профессиональном уровнях.

2. Дифференцированность. Определение целей и задач, средств и согласованности результатов. Осуществляется с учетом возрастных особенностей ребенка, степенью его социальной зрелости, вовлечения в школьную среду.

3. Аксиологичность. Ведущим аспектом профилактической работы в школе мы выделяем социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей. Психологический аспект направлен на формирование стрессоустойчивых установок. В образовательном аспекте – формируем систему представлений и знаний о злоупотреблении алкоголем, наркотиками и никотином.

4. Последовательность.

5. Легитимность. Создание правовой базы профилактического направления.

Работа социального педагога в направлении профилактики вредных привычек и формирования мотивации на здоровый образ жизни, ведется в трех основных направлениях:

- Диагностическая работа (диагностика детей группы риска и их родителей на всех этапах работы)

- Индивидуальная работа (составление индивидуальных программ, посещение семей, консультирование, беседы, вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции, занятия по интересам).

- Групповая работа (составление программ, классные часы, беседы, консультации, родительские собрания).