Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности
Профилактика эффективна, если:
Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе;
Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Детям и взрослым представляется объективная информация о психоактивных веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции;
Комплексные программы включают работу, как с детьми, так и с родителями, которые проводятся совместно специалистами разных профилей (педагогами, психологами, медработниками и др.).
Принципы, на которых основывается деятельность педагога в профилактической работе употребления ПАВ, алкоголя и курения в школьной среде, следующие:
1. Комплексность. Предполагает согласование взаимодействия на межведомственном и профессиональном уровнях.
2. Дифференцированность. Определение целей и задач, средств и согласованности результатов. Осуществляется с учетом возрастных особенностей ребенка, степенью его социальной зрелости, вовлечения в школьную среду.
3. Аксиологичность. Ведущим аспектом профилактической работы в школе мы выделяем социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей. Психологический аспект направлен на формирование стрессоустойчивых установок. В образовательном аспекте – формируем систему представлений и знаний о злоупотреблении алкоголем, наркотиками и никотином.
4. Последовательность.
5. Легитимность. Создание правовой базы профилактического направления.
Работа социального педагога в направлении профилактики вредных привычек и формирования мотивации на здоровый образ жизни, ведется в трех основных направлениях:
- Диагностическая работа (диагностика детей группы риска и их родителей на всех этапах работы)
- Индивидуальная работа (составление индивидуальных программ, посещение семей, консультирование, беседы, вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции, занятия по интересам).
- Групповая работа (составление программ, классные часы, беседы, консультации, родительские собрания).
- 1. Педагогика как наука. Предмет, объект, задачи и методологические основы.
- 2. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Цели и задачи.
- 3. Категории педагогики и социальной педагогики.
- 4. Сущность воспитания как педагогического процесса. Его закономерности и принципы.
- 5. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект социализации.
- 6. Агенты социализации. Механизмы социализации человека.
- 7. Факторы социализации.
- 8. Семья как социальный институт. Особенности современной семьи.
- 9. Социально-педагогическая помощь семье.
- 10. Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания.
- 13. Социальная адаптация и дезадаптация. Виды дезадаптации, причины и проявление дезадаптации.
- 14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
- Причины девиантного поведения
- 15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.
- 16. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. Категории детей без попечения родителей, выявление этих детей. Формы устройства этих детей.
- 18. Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов. Детское социальное проектирование.
- 19. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
- Особенности технологий социальной работы
- 20. Основные международные документы по защите детства. Социальная защита детства в рф. Объекты, субъекты социальной защиты. Формы и методы социальной защиты.
- 21. Диагностический инструментарий социального педагога.
- 22. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
- Школьный социальный педагог:
- Обязанности школьного социального педагога :
- Социальный педагог имеет следующие права:
- Основные методы и направления работы школьного социального педагога:
- 23. Самоопределение и профориентация школьников.
- 24. Табакокурение, наркотиколизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности.
- Причины табакокурения
- 2. Наркотизация
- Причины наркотизации подростков
- 3. Алкоголизация
- Причины подросткового алкоголизма
- Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности
- 25. Одаренный ребенок, виды и признаки одаренности. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми.
- 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.
- 27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.
- 28. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога.
- 29. Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей).
- 31. Проблема цели педагогики. Технология постановки цели. Классификация целей и задач. Таксономия целей.
- 32. Деятельность как способ существования человека. Ее виды и уровни сформированности. Деятеностный подход к развитию личности.