2. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке
Педагогическая психология – Это наука о закономерностях психического развития ребенка в условиях целенаправленного обучения и воспитания.
П.П возникла во 2-й п. 19 в. Основоположником отечественной ПП явл. К.Д.Ушинский. Большую роль в её становлении явл. К.Д.Ушинский. Большую роль в её развитии сыграли работы П.Ф. Каптерева, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского.
Объект: развивающийся человек
Предмет. факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта УД, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В, частности изучает закономерности освоения ЗУН, исследует из индивидуальные различия, изучает формирование творческого МШ, и изменения, происходящие в психике, под влиянием обучения и воспитания.
Структура. Психология образовательной деятельности (единство учебной и педагогической деятельности). Психология уч.д. и ее субъекта. Психология пед. деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учитель, ученик, класс). Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения
Структура: 1. Психология воспитания (изучает особенности формирования ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения ко всем и всему).
2. Психология обучения (предмет – развитие познавательной деятельности чела в условиях систематического обучения, изучает становление позиции учения, соотношения мотива-го и интеллект-го плана учения, факторы, обуславливающие различие познавательной в разных дадактических системах).
3. Психология учителя (изучает показатели проф пригодности, творческий потенциал, эмоциональную устойчивость, стилевой различие в проф деятельности).
Практическая значимость: конструирование содержания и методов обучения; создание экспериментальных учебников; разработка средств диагностики и прогностики; консультирование; тренинги, семинары.
До недавнего времени ПП изучала главным образом психологические закономерности обучения и воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы детского и юношеского возраста и начинает изучать психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах.
В центре внимания ПП – процессы усвоения знаний, формирования различных сторон личности уч-ся. Раскрыть закономерности усвоения разных видов социального опыта (интеллектуального, нравственного, эстетического, производственного – значит понять, как он становится достоянием опыта индивида. Развитие человеческой личности в онтогенезе выступает прежде всего как процесс усвоения (присвоения) опыта, накопленного человечеством. Этот процесс всегда осуществляется с той или иной мерой помощи др. людей, т.е. как обучение и воспитание. В силу этого изучение психологических закономерностей формирования различных сторон человеческой личности в условиях уч.-восп. деятельности существенно способствует познанию общих закономерностей становления личности, что явл. задачей ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ.
ПП имеет также тесную связь с ВОЗРАСТНОЙ П И СОЦИАЛЬНОЙ П, вместе с ними она составляет психологическую основу педагогики и частных методик.
ПП развивается как ветвь и фундаментальной, и прикладной психологии. И фундаментальная, и прикладная П делятся, в свою очередь, на 2 части:
психологию обучения (или учения)
и психологию воспитания.
Один из критериев деления – вид социального опыта, подлежащего усвоению.
Связь с другими науками: педагогика (в .т.ч. методики преподавания отдельных дисциплин,), дидактика, физиология, социология. Связь с отраслями психологии: возрастная, детская, проф. самоопределение, социальная, клиническая, аномальное р-е, творч. способности.
Исследует: психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности. Условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения. Возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся. Взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива. Психологические вопросы самой педагогической деятельности.
Педагогическая психология, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика и другие) помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Педагогическая психология определяется связью педагогики и психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в дидактике, например, опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т.д.
- Вопросы к государственному экзамену по «Педагогической психологии»
- 1. Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Выготского.
- 2. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке
- 3. Программированное обучение как психодидактическая система (б. Скиннер, н. Краудер, г. Паск).
- 4. Метод тестирования в педагогической психологии его достоинства и недостатки
- 5. Психологические причины неуспеваемости школьников
- 6. Метод анкетирования в педагогической психологии
- 7. Диагностика готовности детей к школьному обучению.
- -Методика «Звуковые прятки» (проверяет фонематический слух ребенка, так же для выполнения необходимы произв внимание и произв регуляция деятельности.
- 8. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (п.Я. Гальперин, н.Ф. Талызина)
- 9.Основные положения психологической теории учебной деятельности (в.В.Давыдов, д.Б.Эльконин).
- 10.Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, монографический метод и другие).
- 11.Эксперимент в исследованиях по педагогической психологии. Примеры из истории педагогической психологии.
- 12.Особенности обучения в дидактической системе л.В.Занкова
- 13. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (в.В.Рубцов)
- 14. Проблема преемственности обучения в начальной и основной школах
- 15. Различия в подходах к проблеме обучения и развития в работах л.С. Выготского и ж.Пиаже
- 16. Концепция проблемного обучения (Дж. Дьюи, в. Оконь, а.М. Матюшкин)
- 17. Коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности
- 18.Потребности и мотивы учения.
- 19.Деятельностный подход к проектированию учебно-воспитательного процесса в школе (на примере опыта проектирования развивающего обучения).
- 20.Идеи компетентностного подхода в проектировании современного общего среднего и высшего профессионального образования.
- 21.Социальная ситуация развития современных школьников. Воспитание современных школьников.
- 22.Особенности содержания и методов обучения в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:
- 23.Современные контрольно-измерительные методы оценки качества общего образования ( pirls, tims, pisa, егэ и другие).
- 24.Понятие «зоны ближайшего развития». Проблемы проектирования современного образования.