logo search
Voprosy_po_sotsialnoy_pedagogike (1)

29. Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей).

Общение— процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.

В общении можно выделить цель, средства, содержание.

Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение.

Средства общения— способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.).

Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к другому.

В структуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. 5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. 7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Общение выполняет разнообразные функции:

личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и наберешься» ); - коммуникативную (передача информации); - инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.); - экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения); - психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека- интегративную (общение выступает как средство объединения людей); - социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества); - функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности); Методы, способствующие формированию коммуникативной компетенции можно разделить на три группы:

Коммуникативная компетентность— способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

Средства формирования и развития коммуникативной компетенции:

технические средства; видеоматериалы; учебники; справочники; научно-популярная литература; конспекты лекций; упражнения;статьи;

Технологии обучения, способствующие формированию и развитию коммуникативной компетенции: групповые, информационные, проблемные, коммуникационные.