logo search
GosFinance4kurs

Понятие и виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.

Государственный долг, его влияние на экономические процессы.

Государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Бюджетный дефицит – превышение расходов гос-ва над его доходами.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующем нарастании долговых последствий. Увеличивает государственный долг необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

Различают внешний и внутренний долг.

Внешний долг — задолженность государства гражданам и организациям других стран. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой — в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Внутренний долг — задолженность государства гражданам и организациям своей страны.

При оценке размера бюджетного дефицита возникает целый ряд проблем.

1. Первая проблема возникает при оценке реального дефицита госбюджета.

Реальный дефицит бюджета — это:

Номинальный дефицит бюджета - Величина госдолга на начало года х Темп инфляции.

2. При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т. е. учитывать как активы, так и обязательства.

3. Бюджет должен включать неучтенные обязательства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономиче скую активность — происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Внешний долг более опасен для экономики, так как нужно расплачиваться ресурсами страны.

Соотношение –долг/ВВП -характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

С появлением долга появляется обязанность управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования (выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.

Конверсия — изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.

Консолидация — изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного внутреннего долга заключаются в том, что:

снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

в краткосрочном периоде происходит вытеснение частных инвестиций в результате рефинансирования долга, а в долгосрочном периоде это может привести к сокращению запаса капитала и производственного потенциала страны: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и увеличение объема выпуска.

необходимость выплаты суммы долга и процентов по долгу может потребовать повышение налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;

создается угроза высокой инфляции, особенно в долгосрочном периоде (эмиссионное финансирование гос. долга).

может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. Эти два вида дефицитов взаимообусловлены. Из тождества инъекций и изъятий I + G + Ex = S + Т + 1т следует, что (G - Т) = (S - I) + (1т - Ех). При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет увеличения дефицита торгового баланса.

Основные негативные последствия внешнего долга, обусловленные необходимостью возвращения долга и его обслуживания, т. е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу, состоят:

в отвлечении средств из экономики страны и переводе части ВВП за рубеж, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

в перекладывании бремени выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

в возможности истощения золотовалютных резервов страны при хроническом дефиците платежного баланса (особенно при режиме фиксированных валютных курсов), что может привести в итоге к валютному кризису;

в угрозе долгового кризиса.