logo search
Otvety_po_psihologii3333333

Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование).

Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи.

Термин «целеполагание» применяется для именования краткосрочных обучающих курсов – тренингов, – популярных в бизнес–среде, изучающих системы планирования, методики управления временем, в результате которых должны достигаться:

умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;

способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;

умение правильно устанавливать цели и достигать их.

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

Постановка целей и задач

Составление программы действий

Выявление необходимых ресурсов и их источников

Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них

Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Имеет важную роль в жизни.

  1. Сущность, закономерности педагогического процесса.

Педагогический процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

  1. Принципы организации и структура педагогического процесса.

Принципы организации педагогического процесса:

  1. гуманистической направленности

  2. научности

  3. обучение и воспитание детей в коллективе

  4. преемственности, последовательности, систематичности, наглядности

  1. Сущность, задачи, структура процесса обучения.

Сущность процесса обучения – целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

  1. Функции обучения. Система дидактических принципов.

Основные дидактические принципы:

  1. сознательность и активность

  2. наглядность

  3. последовательность и систематичность

  4. прочность

  5. научность

  6. доступность

  1. Цели, содержание непрерывного образования.

Принципы, которые в основе непрерывного образования:

  1. гуманизм

  2. демократизм

  3. мобильность

  4. опережение

  5. открытость

  6. непрерывность

  1. Задачи, структура непрерывного образования.

Структура:

  1. базовое

  1. дополнительное

  1. Сущность и структура учебной деятельности.

В исследованиях психологов и педагогов выявлены следующие особенности учебной деятельности.

1. Основная функция учебной деятельности заключается в том, что она ориентирована не на получение каких-то материальных или иных результатов, а непосредственно на изменение самих учащихся, на развитие их сфер. В этом случае доминирующей потребностью должна стать, например, интеллектуальная потребность в овладении способами действий, а не только самими знаниями. (Чаще всего школьника интересует, наоборот, получение знаний, нахождение точного ответа в решении задачи, а не способ ее решения).

2. В соответствии с теорией учебной деятельности главным содержанием обучения должны быть общие способы действий по решению широких классов задач, чтобы деятельность учащихся была направлена на овладение этими общими способами.

3. Особенностью учебной деятельности является сознательное и самостоятельное составление учащимися ориентировочной основы действия (ООД) - системы ориентиров и указаний, пользуясь которой, человек выполняет данное действие. Для того чтобы учащийся сознательно овладевал новыми понятиями и способами действий, нужно вместе с ним выявить происхождение вновь вводимых понятий и действий, показать их необходимость, выявить теоретические основы усваиваемых действий. Это означает, что знания не должны даваться в "готовом виде", что изучение любого нового понятия, нового раздела должно начинаться с мотивационного введения, с разъяснения, для чего, почему и зачем дoлжно изучать данное понятие или раздел.

4. Процесс формирования учебной деятельности основывается на принципе

содержательного обобщения, когда знания общего характера предшествуют знаниям частного и конкретного характера. Это значит, что изучение какого-либо раздела должно начинаться с ознакомления учащихся с общими, абстрактными основами этого раздела знаний, которые в процессе их развертывания постепенно обрастают конкретными и частными фактами и знаниями.

5. Важнейшей особенностью учебной деятельности является ее научно-теоретический характер. Это значит, по мнению В.В. Давыдова, что всю систему обучения необходимо переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них современного научно-теоретического мышления.

6. Особенность учебной деятельности в том, что она универсальна, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью. Она является также внутренней неотъемлемой частью любой другой деятельности, так как прежде, чем осуществлять какую-либо деятельность, необходимо овладеть ею в условиях учебной деятельности.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Пед.процесс –это специальное организация,целенаправленное взаимодействие педагогических и воспитальных направлений на решение развивающих и образовательных задач

Принцепы пед.процесса

  1. Гуманистическая направленность

  2. научная

  3. обучение и воспитание детей в коллективе

  4. преемственность

  5. систематичность

  6. наглядность

  7. последовательность