logo search
Мацкевич

18*-386

277

факультете Московского университета группа выпускников (А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвилли) объявила программу исследования мышления. Основался Московский логический кружок, а потом под руководством Г. П. Щедровицкого — Московский методологический кружок (ММК). См.: Г. П. Щедровицкий "Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл, содержание.", ежегодник "Системныеисследования. Методологические проблемы.", Москва, 1986—1987; ежеквартальный журнал "Вопросы методологии", Москва, изд. социокультурный методологический центр "Касталь", выходит с 1991 года.

6 Mop (More) Томас (1478—1535) — англ. гуманист и политический деятель, один из основоположников утопического социализма. Учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком англ, гуманистов (Гроций, Колет и др.). Находился под большим влиянием итальянского философа Пико делла Мирандола. Многолетняя дружба связывала М. с Эразмом Ротердамсим. В 1494 г. оставил университет, занялся изучением права. В 1504 г. был избран в парламент. С 1529 — лорд-канцлер королевства. В 1535 г. за отказ дать присягу королю как главе церкви и за выступление в защиту верховной власти папы М. был заключен в Тауэр и казнен.

7 эпистемология (гр. epistemologia) — философская наука о знании.

8 Беркли (Berkeley) Джордж (1685—1753) — англ. философ, представитель субъективного идеализма. С 1734 г. епископ в Клойне (Ирландия). Философское учение Б. проникнуто стремлением опровергнуть материализм и дать обоснование религии.

9 Толанд (Toland) Джон (1670—1722) — англ. философ-материалист. В своих работах ("Племя левитов", "Христианство без тайн") выступал с рационалистической критикой христианской религии. Главное философское сочинение "Письма к Серене".

10 Пристли (Priestley) Джозеф (1733—1804) —англ. философ-материалист, химик (открыл кислород), общественный деятель.

11 Милль (Mill) Джеймс (1773—1836) — англ. философ, историк и экономист. Последователь философии Д. Юма. В социологии отрицал теорию естественного права. Комментаров экономического учения Д. Рикардо.

12 Милль (Mill) Джон Стюарт (1806—1873) — англ. философ, экономист, общественный деятель. Сын Дж. Милля. Основатель английского позитивизма, последователь О. Конта.

13 Абеляр (Abilard, Abailard) Пъетр (1079—1142) — франц. философ, теологи поэт, выступая против крайнего реализма Гильмона из Шампо, с одной стороны, и номинализма Росцелина — с другой, А. сформулировал собственное учение, воспроизводящее некоторые четыре аристотелевой концепции и получившее название концептуализма.

278

14 Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646—1716) — нем. философ-идеалист, математик, физик, юрист, историк, языковед. Л. резко выступал против учения Локка о tabula rasa и критиковал формулу сенсуализма: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" делая существенную поправку: "кроме самого разума". Л. говорил о прирожденной способности, данной не в готовом виде, а лишь как "ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ" ума к познанию ряда идей и истин.

15 "...книгу советую прочитать..." — имеется в виду "Автобиография" Дж. Ст. Милля., М., 1896.

16 ".. .антропотехническиетеорииКондильяка..."—подр. см. "Трактатов ощущениях". Собр. сочинений, т. 2., М., Мысль, 1982. Кондильяк, Кондийяк (Condillac) ЭтьенБонноде (1715—1780) —франц.философ-просветитель. К. развил сенсуалистическу теорию познания. Стремился вывести все знания и духовные способности человека из ощущений. Отвергая декартовскую идею врожденных идей, К. считал, что развитие способностей человека определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием.

17 Руссо (Roussean) Жан Жак — см. комент. № 24 в пед. культуры.

18 Дефо (Defoe) Даниель (ок. 1660—1731) — англ. писатель, политический деятель, зачинатель английского реалистического романа. В публицистике пропагандировал буржуазное здравомыслие и практицизм, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова. Приключенческий роман "Робинзон Крузо" (1719), восславивший труд и волю к жизни, породил множество литературных подражаний.

19 Франклин (Franklin) Бенджамин (1706—1790) — амер. просветитель, философ, естествоиспытатель, экономист, общественный и государственный деятель. Ф. — один из идейных и политических лидеров Войны за независимость в Сев. Америке 1775—83; участвовал в составлении Декларации независимости (1776) и Конституции США (1787).

20 Коменский (Komencky, Comenius) Ян Амос (1592—1670) — чеш. педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в местечке Нивница в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Учился в братской и латинской школах, потом в Хернборнском и Гейдельбергсом ун-ах. Кроме проблем педагогики интересовался и общественными делами. Последнее десятилетие своей жизни посвятил изучению проблемы установления мира между народами в духе христианства. Работал над начатым еще в 1644 году капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором пытался дать план реформы человеческого общества. Оказал сильное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики.

21 ассоциативная психология, ассоциационизм — направления в психологии, в которых понятие ассоциации (связи, образующейся при определенных условиях между двумя или более психич. образованиями — ощущениями, двигат. актами, восприятиями, представлениями, идеями

279

и т. п.) выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни. А. п. стремилась утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. Основные идеи А. п. разрабатывались и развивались Гоббсом, Спинозой, Гартли, Беркли, Юмом.

22 Пиаже Жан (1896—1980) —швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах ("Речь и мышление ребенка" 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления.

23 Бине Альфред (1857—1911) — франц. психолог, основатель экспериментальной психологии во Франции и первой в этой стране психологической лаборатории (1889). Один из основоположников учения тестах. Разработал шкалу определения IQ (шкала Бвдй-Симона).

24 Песталоцци (Pestalozzi) Иоганн Генрих (1746—1827) — швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Крупнейшим вкладом П. в дидактику является его идея развивающего обучения. Основной целью обучения. П. считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Идея развивающего обучения оказала огромное влияние на развитие дидактики, частных методик и школьной практики в ряде стран.

Давыдов Василий Васильевич (1930) — русский психолог. Исследования о теоретических и методологических проблемах в области возростных особенностей учащихся, педагогической психологии и психологии управления.

26 Эльконин Даниил Борисович (1904) — русский психолог. Разработки различных проблем детской и педагогической психологии. Исследован вопрос о психологической природе и происхождении игры и ее значении для развития детей дошкольного возраста, разработаны психологические основы нового метода первоначального обучения чтению и создан экспериментальный букварь.

Гальперин Петр Яковлевич — см. коментарий № 16 к инф.-киб. и дифф. пед.

ИНФОРМАЦИОННО-КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. 1 позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, "положительное" знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. П. оформился в 30-х годах XIX в. Создатель П., введший самый этот термин, франц. мыслитель О. Конт.

280

2 кибернетика (от греч. kybernetike — искусство управления) — наука об управлении, связи и переработке информации. Теоретическое ядро К. составляют теория информации, теория алгоритмов и др.

3 бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. В 1913 г. сложилась первая программа Б., сформулированная американским психологом Д. Уотсоном.

4 сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии для ориентации человека в мире. Идеалом С. выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естеств.-научного познания. В качестве осознанной ориентации С. утверждается в западной культуре в конце XIX века, причем одновременно возникает противоположная мировоззреническая позиция — антисциентизм.

5 Декарт (Descartes) Рене (1596—1650) — франц. философ, физик и математик, представитель классического рационализма. Один из родоначальников "новой философии" и новой науки, выступившей с требованием пересмотра всей прошлой традиции. Ортодоксальное картезианство характеризуется дуализмом — разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции — протяженную (res extensa) и мыслящую (res cogitana), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в кар­тезианстве. Самодостоверность сознания (декартовское "мыслю, следовательно существую"), равно как и теория врожденных идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии.

6 Винер Норберт (Wiener Norbert) (1894—1964) — амер. ученый. Занимался математикой, логикой и теоретической физикой. Имя Винера связано с созданием кибернетики как самостоятельной науки. Главная работа в этой области "Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине" (1948).

7 Торндайк Эдуард Ли (1874—1949) — амер. психолог и педагог. Первая работа Т. "Ум животных" (1898) явилась важной векой на пути внедрения объективного метода в.исследование процесса научения. Т. внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения ("закон упражнения", "закон эффекта" и др.), носящих по его мнению, универсальный характер.

Уотсон Джон Бродес (1878—1958) — амер. психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал

281

поведение, а не сознание. Книга "Психология как наука о поведении" (1914).

9 Павлов Иван Петрович (1849—1936) — русский физиолог. Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для П. явилось представление р рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ.

10 Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Основал передаю в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Опирался на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, разработал естественнонаучную теорию поведения.

11 РичмондУ.К. "Учителя и машины" (Введение в теорию и практику программированного обучения). М., Мир, 1968.

информация — для информации в первую очередь важна качественная характеристика, которая указывает на количество возможных сообщений и их вероятность, она не зависит от смыслового содержания сообщения. Впервые идеи теории информации выдвинул Клод Элвуд 12 Шеннон (Shannon) (1916) —амер. инженер и математик.

13 Толмен Эдуард Чейс (1886—1959) — амер. психолог, теоретик необихевиоризма. Разработал систему, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма.

14 Халл Кларк Леонард (1884—1952) — амер. психолог. Экспериментально изучал образование понятий, гипноз и внушение, закономерности механической памяти. Наибольшую известность приобрел как теоретик необихевиоризма, автор математической гипотетико-дедуктивной теории обучения, в которой давалась своеобразная интерпретация учения И. П: Павлова об условных рефлексах.

15 Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858—1943) — русский режиссер, нар. артист СССР (1936). С1870 г. критик, с 80—90 годов писатель, драматург, педагог. Крупнейший реформатор русского театра, он вместе с К. С. Станиславским основал в 1898 году Московской Художественный театр.

16 Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988) — русский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Г. трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности, выявив в связи с этим особенности освоения ребенком общественного опыта. Разрабатывал принципы дифференциальной

282

диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности.

17 Талызина Нина Федоровна — психолог, занимается проблемами управления процессом усвоения знаний, развивая представления П. Я. Гальперина об ориентировочной основе действий в рамках теории поэтапного формирования умственных действий.

18 Пирс Чарлз Сандерс (PeirceCharles Sanders) (1839—1914) —амер. математик, философ и логик. Основные труды по математической логике (стрелка Пирса), теории вероятностей, алгебре. Обосновал логику отношений. Ввел (независимо от Г. Фреге) понятие квантора.

Щедровицкий Георгий Петрович (род. 1929) — методолог, участник Московского логического кружка с 1952 г., основатель Московского методологического кружка (ММК), сформулировал программу исследования мышления как деятельности (опубликовано в "Доклады АПН", 19 Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев), определившую развитие системомыследеятельностной (СМД) методологии до настоящего времени.

20 Коменский Ян Амос — см. комментарий к технол. эгалитарной и элитарной пед.

21 мангеймская система — см. коментарий к технол. эгалитарной и элитарной пед.

22 Эйнштейн (Einstein) Альберт (1879—1955) — физик-теоретик, один из основателей современной физики. Создан частную и общую теорию относительности.

23 Эдисон (Edison) Томас Алва (1847—1931) —амер. изобретатель и предприниматель, организатор и руководитель, первой американской пром. исследовательской лаборатории.

24 Тихомиров Олег Константинович — русский психолог, занимается проблемами психологии мышления. Доктор, профессор МГУ.

25 Юнг (Jung) Карл Густав (1875—1961) — швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии — "аналитической психологии". Постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя-коллективного бессознательного. Содержание его составляю общечеловеческие первообразы — архетипы (напр., образ матери-земли, героя, демона и т. д.), динамика которых лежит в основе мифов, сновидений и т. д.. Архетипы недоступны непосредственно восприятию и осознаются через из проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди архетипов Ю. отводил архетипу "самости" (das Selbst) как потенциональному центру личности в отличии от "Эго" ("Я") как центра сознания.

26 ".. .для химии в XVIII веке..." — имеется в виду теория флогистона (от греч. phlogistos — воспламеняемый, горючий), по представлению химиков XVII—XVIII вв., "начало горючести", гипотетич. составная

283

часть веществ, которую они якобы теряют при горении и обжиге. Гипотеза флогистона была опровергнута трудами А. Лавуазье.

27 Мыследеятельностная (МД) педагогика — разрабатывается в рамках системомыследеятельностного (СМД) подхода и реализуется на ло­кальных педагогических площадках (например, в ШКП); в основе ее лежат представления о колективной мыследеятельности, что является и отправной точкой при задании целей этой педагогики (например, цели реализации (формирования) и артификации (выращивания, самоформирования) отдельным носителем (источником) мыследеятельности комплекса мыследеятельностных и обеспечивающих их интеллектуальных функций). Подробнее: П. Г. Щедровицкий "Введение в мыследея-тельностную педагогику", сборник лекций, Кеме^юво, 1990; П. Г. Щедровицкий "Очерки по философии образования", Москва, 1993; П. Г. Щедровицкий "Педагогика свободы", журнал "Кентавр", № 1, 1993.

28 Школа культурной политики — независимая университетская корпорация, осуществляющая широкий комплекс философско-методологических и сосоцио-культурных исследований, образовательную и экспертно-консультационную деятельность в различных областях; основана в 1989 году П. Г. Щедровицким.

К УСТАНОВОЧНОМУ ДОКЛАДУ НА ОДИ

1. Временный научно-исследовательский коллектив "Школа" (ВНИК), организован Эдуардом Дмитриевичем Днепровым в 1988 г. Педагогическое обеспечение разработок ВНИКа базировалась на теории учебной деятельности В. В. Давыдова. Методологическое обеспечение задавал семинар Юрия Вячеславовича Громыко. С назначением Днепрова Э. Д. министром образования России в 1989 г., из членов ВНИКа был сформирован административный корпус МО РФ.

2. Педагогическое движение разрабатывающее Теорию коллективного способа обучения (КСО). Идеи КСО восходят к педагогу, практиковавшему в начале XX в. на Украине и в Москве, Александру Григорьевичу Ривину. Современный лидер — Дъяченко Виталий Кузьмин; с 1984 г. живет в Красноярске. Наиболее интенсивно идеи КСО внедрялись в педагогическую практику с 1986 в Ленинграде усилиями семинара под руководством Архиповой Валентины Васильевны (Ум. в 1991г.).

3. Руководитель игры — Анатолий Александрович Тюков, методолог, в ММК с 1964 г., участник ВНИКа (см. примечание 1), в 1989—91 гг. зам. министра образования России.

4. Имеется в виду программа профессора Людвига Эрхарда (канцлера ФРГ 1963—66 гг.) и Конрада Аденауэра (канцлера 1949—63 гг.).

5. М. Ф. Строжев — рижский методолог, в ММК с середины 80-х гг.

6. Имеется в виду полемика в марксизме конца XIX — начала XX вв. по национальному вопросу.

284

7. Нильс Хенрих Давид Бор (1885—1962 гг.) — датский физик, участник научной революции в физике (в смысле Томаса Куна), как методолог науки известен формулировкой принципа дополнительности. В контексте данного доклада принцип дополнительности может быть понят как допущение существования идеальных объектов, требующих для своего описания конфигурирования не менее чем двух, не выводимых друг из друга, понятий или схем.

8. Отсылка к К. Марксу и Г. Плеханову в данном случае не дань идеологии. Проблема управления сложными системами были всегда актуальной для марксизма. Ее обсуждение и разработка велись на достаточно высоком уровне и были доведены до простых и устойчивых технологий. Сейчас это приводит к новым проблемам с демонтажем этих технологий.

ЧЕМУ УЧИТЬ ПЕДАГОГА 1. Андрис Пиебалгс — первый министр образования после объявления независимости Латвийской Республики (1990—93 гг.) ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА

1. Юло Вахурович Вооглайд — эстонский социолог и методолог, организатор системы управленческого консультирования в конце 70 — начале 80-х годов в Эстонии, разрабатывал теорию и технику андрогогики (так он называет аналог педагогики для образования и подготовки взрослых) . В настоящее время работает в гос. администрации Эстонии.

2. Институт развития образования ЛР создан на базе бывших НИИ педагогики, Института усовершенствования учителей и методологического кабинета МО с сохранением их функций и методов работы в 1990 г.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

1. Идея технологической соорганизации всех образовательных процессов была положена в основу проекта Мацкевича В., представленного на конкурс проектов реформы образования в Эстонии, объявленный МО Эстонии в 1988 г.

2. Калокагатия — греч. kalokagathia, от kalos — прекрасный, и agatbos — добрый.

3. Эрик Хомбергер Эриксон, американский психиоаналитик, ввел понятие возрастных кризисов и разрабатывал теорию стадиальности эгоидентичности и возрастного развития личности.

4. Абрахам Маслоу, американский психолог, один из лидеров направления гуманистической психологии, автор теории самоактуализации личности.

5. Досадное недоразумение: весьма продуктивный термин "обалдевание знанием" по отношению к школьным занятиям Кристофера Робина впервые употребил не Винни Пух, а другой тонкий мыслитель — ослик Иа-иа.

285

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

* 1. Новояз по Оруэллу — квазиестественный язык, созданный для обслуживания особой формы мышления (точнее, немышления) — двоемыслия. В различных лексических блоках новояза по-разному нарушаются отношения гомоморфизма (см. шкалу наименований в данном сборнике, стр. 3) между знаком и означаемым: от полной отмены соответствия до замены гомоморфизма изоморфизмом.

* 2. Номинация и референция, взаимодополнительные, но не взаимообратимые отношения между идеальными объектами умопостигаемого и измеряемого пространств. Задаются через знаковое опосредование, абстрагирование, идеализацию, конкретизацию и т.

К ДОКЛАДУ О СТАНДАРТИЗАЦИИ И СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ

*1. X. Биезайс употребил это определение как оперативное, т. е. пригодное сугубо для темы его лекции в одном из шведских университетов "Культура и субкультура" (Gramata, №1 1991 г.). Вопрос о применимости этого определения для построения концепции реформы образования у Я. Боканса остался открытым.

*2. Стенограмма не передает содержания этого абзаца. В докладе это произносится с сарказмом, чтобы показать, что развернутая критика подобных суждений абсолютно излишня.

*3. То же, что *2.

*4. Это не мои домыслы (В. М.). Все это из раздела формирования определенных ценностей". Такие идеологемы — дурной тон даже в популистских предвыборных манифестах. Я не могу себе позволить всерьез это критиковать.

*5. Если бы я встретился с подобным заявлением впервые, я бы сказал, что это педагогическая вульгарность, но, к сожалению, Я. Боканс повторяет здесь установку официальной идеологии Латвийской Республики. Но для мышления это не аргумент.

*6. Во всяком случае, в неокантианстве баденской школы, к идеям которой (видимо, к Генриху Риккерту) восходит определение культуры X. Биезайса, такое сведение не удалось.

*7. Диевтуриба — языческие верования предков латышей. Делаются попытки ввести диевтурибу в школьное образование.

*8. В СМД методологии пространство работы с категориями содержания, процесса и результата размышления предполагает большую размерность. Требуется введение, как минимум, двух плоскостей: объектно-онтологической и орга низацион но-деятел ьностной, а сами категории нужно брать в системной парадигме.

*9. Речь идет не о "Формуле человека", а об исследовании советской и американской систем нравственности. Интерес представляют не ле-

286

февровские "общие теории всего", а эмпирика и его формальный аппарат.

*10. См. в этом сборнике. К докладу "О стандартах"

В докладе упоминается 57 персоналий под своими именами, около десятка упоминаний через отименные прилагательные (конфуцианий, неокантианский и г. п.), кроме того, через скрытие цитаты (" сумма технологии", "новояз" и т. д.) и другие формы. Редакторы полагают, что в данном случае можно обойтись без специальных примечаний, поскольку употребляемые имена либо хорошо известны, либо автор сам дает необходимые пояснения в докладе, либо минимально достаточная информация может быть восстановлена из контекста. В латышском издании редакторская группа постарается дать полные коментарии. Это относится и к терминологии автора.

287

Издательство О. Аугустовской готовит к изданию еще две книги

того же автора:

"ДИСКУРСЫ И ЭКСКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ" |

Сборник прикладных методологических статей и лекций о педагогических проблемах и о проблемах смежных областей, рассматриваемых/? позиции методологии и педагогики. Представленные в сборнике "экскурсы" относятся к актуальной политике, психологии, антропотехни»., эпистемологии.

Сборник .может представлять интерес для политологов, философов и методологов, занимающихся разработкой проблем педагогики и образования, а также для педагогов инновационных образовательных систем и управленцев а сфере образования.

"ЭТЮДЫ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(эскиз метода на форме мышления)

Книга написана на основе курса лекций "Введение в системомыследеятельностный подход". Может представлять интерес для историков науки и философии, методологов, философов и студентов, осваивающих эти области.

Отзывы на эту книгу и заказы на аннотированные книги можно направлять по адресу LV 3401 Латвийская Республика, Лиепая, ул. Ригас 21-7, "Издательство О. Аугустовской", т. 20516.

Жанр этого сборника обозначен в названии. Это полемика и дискуссия по основаниям педагогического мышления. Участие в такой полемике ограничено достаточно высоких цензом, поэтому книга не предназначена для массового читателя. Участниками продолжения ведущейся в сборнике полемики могут стать политологи, философы и методологи, разрабатывающие проблематику проектирования образовательных систем и оснований педагогического знания. Сборник может представлять интерес также для педагогов и специалистов в области управления системой образования.

Формат бумаги 45><30

Офсетная печать и бумага. Тираж 1000 экз. Заказ № 386

Отпечатано в Талсинской типографии

1"Изречения...", 13.3, кн. Й. И. Семененко "Афоризмы Конфуция", МТУ, 1987

2 Наш адрес: LV 3401, Латвийская Республика, Лиспая, ул. Ригас, 21-7, О.Августовской, тел.: 20516

3 Конфуций, там же, 2.24