56. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
1. Мероприятие – действие, направленное на осуществление чего-либо, для осуществления какой-либо цели.
Досуговое мероприятие – организованная обобществленная форма досуга, имеющая целью удовлетворение ряда физиологических (потребности в отдыхе, движении, чистом воздухе), социальных (потребности в общении, причастности, сопереживании и др.) и культурных потребности (в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.) индивида и содействующая его рекреации.
В зависимости от содержания различают спортивно-досуговые и культурно-досуговые мероприятия.
Этап 1. Перед началом работы определяем содержание основных компонентов сценарного замысла: тема (что?), идея (о чем?), сверхзадача (что я хочу донести до зрителя?); в отличие от театра, в праздниках и представлениях главная сверхзадача – развлечь зрителя, и для ее решения зрители непосредственно вовлекаются в действие; жанр (форма подачи – комедия, драма, трагедия и т.п., в том числе и для конкурсных программ; сравните, например, комедийные "Интуиция" или «Сто к одному» и драматическую "Своя игра").
Жанр (фр. genre – вид) – совокупность произведений, объединяемых: общим кругом тем или предметов изображения; или авторским отношением к предмету, лицу или явлению: карикатура, шарж; или способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.
Принципы разделения на жанры специфичны для каждой области художественного творчества. Каждому жанру присущи определенные, характерные только для него средства художественной выразительности.
Этап 2. Независимо от того, какого типа сценарий создается, действие должно развиваться по законам композиции:
экспозиция (представление) – развитие действия – кульминация действия – спад действия – развязка (финал)
Композиция (лат. compositio – составляю) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность.
Композиционное построение включает:
выяснение центра композиции и подчинение ему других частей произведения;
объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве;
соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.
Основные компоненты:
Экспозиция- ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.Завязка - начало конфликта.Кульминация- наивысшая точка развития конфликта.Развязка-разрешение конфликта.Основное действие- строгая логичность построения и развитие темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми "мостиками" с предыдущим и последующим.
Классическую структуру программы составляют следующие элементы:
Пролог- композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.
Завязка - начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки - драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.
Далее определяем:
– действующие лица (кто действует: персонажи, команды, игроки из зала?),
Персонаж (фр. personage от лат. persona - маска, лицо) - художественный образ человека, совершающего поступки в определенной ситуации.
– основной внутренний конфликт (кто или что вступает в конфликт?),
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) — здесь: тематическое напряжение, возникающее между персонажами или их поступками, на котором основывается сюжет.
Есть четыре основных вида конфликта:
природный или физический конфликт, когда герой вступает в борьбу с природой;
социальный конфликт, когда человек бросает вызов другому человеку или обществу;
внутренний или психологический конфликт, когда желания человека вступают в конфликт с его совестью;
провиденциальный конфликт, когда человек противостоит законам судьбы или какого-то божества.
– фабула действия (суть истории);
Фабула (лат. fabula – басня, рассказ) – хронологическая основа литературного произведения, также любого художественного произведения на основе текста. Фабула является основой сюжета.
– эпизоды действия (каково их содержание и функции?).
Эпизод (греч. epeisodion, букв. привходящее, постороннее) – здесь: самостоятельная, законченная сцена драматического произведения, связанная с его основной темой.
Этап 3. Приступая к письменному оформлению текста, сначала следует составить сценарный план – последовательность эпизодов с их описанием.
Этап 4. Затем, если это необходимо, на план «нанизываются» реплики ведущих (актеров). Бывает, опытные ведущие удачно импровизируют, но и в этом случае не следует забывать, что всякая импровизация должна быть хорошо подготовлена.
Этап 5. Далее желательно расписать ремарки – примечания, в которых указывается движение по сцене, использование реквизита, световое и звуковое оформление.
Этап 6. На этом этапе наш текст может принять вид литературного сценария.
Методы социологических исследований в социально-культурной деятельности.
При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.
На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:
1) цели и задачи;
2) проблема;
3) объект и предмет;
4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов.
Соц. исследование включает в себя три этапа - сбор, обработка и анализ информации:
Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных
1. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.
2. Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.
Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.
3. Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.
Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т.
4. Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:
1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;
2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.
Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.
- Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.
- Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.
- Ответы к госам
- 1. Культурология в системе научного знания.
- 2. Возможности педагогического воздействия в стимулировании творческих способностей подростков в любительском коллективе.
- 3. Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики.
- 4. Дифференцированный подход в организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 5. Сущность, основные понятия и категории социально-культурной деятельности и сферы их реализации.
- Сферы реализации социально-культурной деятельности:
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию.
- 1. Художественно - выразительные средства: живое слово, музыка.
- 8. Культурно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста.
- 9. Современные концепции досуга.
- 10. Культурно-воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста.
- 11.Сущность и структура социально-культурной деятельности.
- 12. Культурно-воспитательная работа с подростками.
- 13. Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности.
- 14. Культурно-воспитательная работа с трудными подростками.
- 16. Диагностика и развитие творческих способностей у детей.
- 17. Профессиональные требования к организатору социально-культурной деятельности.
- 18. Принципы организации культурно-воспитательной работы с детьми.
- 19. Инфраструктура социально-культурной сферы.
- 20. Психолого-педагогические основы детского художественного творчества.
- В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- 22. Характеристика и отличительные особенности детского досуга
- Функции детского досуга:
- Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
- 23. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих:
- Можно выделить основные модели реализации метода педагогического сотворчества:
- 24. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- Основные этапы работы над сценарием
- Методические требования при разработке сценария
- Виды сценариев
- 26. Детское творчество, его сущность и специфика.
- Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
- 27. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности.
- Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые.
- 28. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
- Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
- 29. Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность. (почитать косякову)
- I. Младенчество, орально – сенсорная стадия. (0 - 1 г.)
- II. Ранний возраст, мышечно – анальная стадия (1 - 3 г.)
- III. Дошкольный возраст, локомоторно – генитальная стадия (3 - 5 л.)
- IV. Школьный возраст, латентная стадия (5 - 11 л.)
- V. Подростковый возраст, пубертат (11 - 20 л.)
- 30. Социально-педагогические функции детского художественного (самодеятельного) творчества.
- Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества
- 33. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Основные признаки игровой деятельности.
- 34. Художественно-эстетическое воспитание детей в семье.
- 1. Процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
- 2. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
- 3. Задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
- 4. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.
- 35. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности.
- 37. Ресурсная база социально-культурной деятельности.
- 38. Студия как форма организации художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.
- Основные задачи региональной политики в сфере культуры формируются как:
- Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает:
- 40. Любительское детское объединение как форма организации художественно-творческого процесса подростков и юношества.
- 41. Менеджмент как система управления и специальный вид деятельности.
- Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности.
- Большинству игр присущи четыре главные черты (по с.А.Шмакову):
- 43. Сущность маркетинга и маркетинговая среда.
- 44. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации.
- 45. Формирование маркетинговой стратегии и тактики.
- 46. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства.
- 47. Формирование коммуникативной культуры личности как задача специалиста социально-культурной сферы.
- 48. Социально-культурные функции самодеятельного творчества.
- 2. Функция — побуждение, формирование и развитие художественных потребностей подрастающего поколения.
- 3. Социально-педагогическая (мировоззренческая) функция.
- 4. Художественно-просветительная функция.
- 5. Профориентационная функция
- 6. Рекреационная функция.
- 7. Прокреативная (порождающая) функция.
- 49. Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
- III. Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.
- IV. Принцип технологического подхода к управлению оздоровительно-досуговым процессом.
- 51. Технологии социально-культурной реабилитации.
- 52. Типология самодеятельных объединений
- Виды самодеятельного творчества
- 53. Технологии социально-культурного проектирования. Этапы проектирования.
- 54. Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 55. Этнонаправленные технологии как инструмент межнационального обмена и сотрудничества.
- Специфика этнонаправленных технологий
- 56. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 58. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры.
- 59. Сценарий как идейно-художественная основа культурно-досуговых программ.
- 60. Особенности педагогического общения. Основные факторы эффективности педагогического общения в детском объединении
- Три основные стороны общения
- Качества личности педагога, важные для общения
- Стиль педагогического общения