logo search
Никольская Дети и подростки с аутизмом

Проблемы поведения и возможности их разрешения

В качестве основных поведенческих проблем аутичных детей традиционно рассматриваются страхи, агрессия, самоагрессия, влечения, непреодолимая стереотипность и др. В процессе коррекционной работы невозможно обращаться к одной из них, не затрагивая другие. Пытаясь преодолевать агрессивные тенденции, мы часто обнаруживаем, что они порождаются страхами ребен­ка. Вместе с тем, уменьшая «зажатость», аффективное напряже­ние ребенка, провоцируя его активность, мы можем вызвать от­ветные агрессивные действия. Беспокоящее родителей влечение, особое пристрастие ребенка тоже может оказаться тесно спаян­ным со страхом и, соответственно, ослаблено лишь при смягче­нии конкретного страха, его порождающего. Невозможно также разрабатывать способы преодоления негативизма, не касаясь страхов и стереотипности поведения. Поэтому, рассматривая после­довательно все эти поведенческие трудности аутичных детей раз­ных групп, мы неизбежно будем рассматривать каждую из них с разных сторон и предлагать коррекционные приемы, направлен­ные на одновременное решение ряда проблем.

Однако, прежде чем приступить к разговору о них, мы хоте­ли бы остановиться на еще одной проблеме, которая, хотя и зна­чительно осложняет жизнь всей семьи, обычно не входит в чис­ло основных жалоб родителей. Не менее серьезной она является и для профессионалов (психологов, педагогов, воспитателей), работающих с ребенком. Речь идет о безопасности аутичного ребенка.