logo search
Программа для экзамена ГАК

Сурдопедагогика

Сурдопедагогика как наука: субъект, объект, предмет, цели, задачи, разделы. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями слуха.

Определение научной дисциплины, изучающей организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха. Объект, субъект, предмет, цель и практические и теоретичес­кие задачи сурдопедагогики. Предметные области современной сурдопедагогики. Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний.

Основные этапы развития зарубежной сурдопедагогики. Донаучный период — Древний мир и Средневековье. Сама проблема обучения глухих отсутствовала. Период накопления опыта индивидуального обучения (середина XVI — первая половина XVIII в.). Первые случайные попытки обучения глухих в рели­гиозных целях. Создание специальных школ и формирование педагогических систем сурдопедагогики (вторая половина XVIII — конец XIX в.). Первые опытные школы для глухих в Европе: в России, в Париже, в Лейпциге и т.д. Французская, немецкая и американская системы обучения глухих детей: название, организаторы, цель, средства и методы, ценности. Развитие сурдопедагогики под влиянием реформаторских идей (вторая половина XIX — первая половина XX в.). Инновационные методы обучения глухих: восприятие написанной словесной речи, специальных пальцевых знаков, метод естественного овладения речью, метод целых слов. Особенности учебно-воспитательного процесса в «трудовых школах», школах-хуторах, «мате­ринских школах» для глухих детей. Идеи реформаторской педагогики в построении современного специального образования. Сурдопедагогика в эпоху равных возможностей, технологической и информационной революций (вторая половина XX в. — настоящее время). Становление новой культурной нормы — уважения к различиям между людь­ми. «Орализм», «мануализм» «тотальная коммуникация», «билингвистический подход» и верботональный метод как педагогические системы. Научные изобретения, как условие для социальной реабилитации глухих. Проблема профессиональной подготовки лиц с нарушенным слухом.

Причины и факторы, которые вызывают патологию слуха.

Развитие взглядов на классификацию детей с нарушениями слуха. Теоретические положения и критерии психолого-педагогической классификации детей с нарушениями слуха Р.М.Боскис. Параметры глухоты и тугоухости в аудиолого-педагогической классификации Л.В.Неймана. Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов.

Ощущения и восприятие: зрительные, кожные, двигательные, вкус, обоняние, гаптика. Особенности слуховых ощущений, речевого и неречевого слуха при дефектах различной степени тяжести. Кинестетическая и вибрационная чувствительность у неслышащих.

Внимание произвольное и непроизвольное. Особенности внешних проявлений внимания у глухих и слабослышащих. Развитие свойств внимания у глухих детей.

Виды памяти (образная и словесная) у лиц с нарушениями слуха. Специфика мнемических процессов запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения при нарушениях слуха.

Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей с нарушениями слуха. Вторичный характер отставания в интеллектуальном развитии при нарушениях слуха. Специфика развития мыслительных операций у глухих детей и слабослышащих.

Особенности воссоздающего и творческого воображения у детей с нарушениями слуха.

Виды речи (словесная, дактильная и жестовая) и их развитие у слабослышащих. Специфические особенности развития и формирования речи в зависимости от степени нарушения слуха и времени его повреждения. Особенности импрессивной и экспрессивной речи. Недостатки произносительной стороны речи.

Своеобразие развития эмоционально-волевой сферы при нарушениях слуха. Особенности разных видов эмоционального состояния. Отношение к дефекту и его переживание в разные возрастные периоды. Аутичность и склонность к самоизоляции. Идеалистические и материалистические взгляды на личность неслышащего человека. особенности формирования структурных компонентов личности у глухих и слабослышащих. Самооценка и уровень притязаний. Л.С.Выготский о формировании характера неслышащего ребенка. Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха.

Особенности становления эмоционального общения у ребенка, родившегося глухим или потерявшего слух в первые месяцы. Характеристика познавательного развития детей с нарушениями слуха в раннем возрасте как основа формирования предметной деятельности. Своеобразие в становлении основных структурных компонентов игры (сюжет и содержание, использование предметов-заместителей, принятие на себя роли). Особенности игры глухого и слабослышащего дошкольника. Формирование учебной деятельности у младших школьников с нарушениями слуха. Особенности структурных компонентов (мотивации, учебной задачи, контроля и оценки) и стадий ее формирования. Трудовая деятельность глухих и слабослышащих.

Сущность процесса обучения глухих и слабослышащих учащихся. Содержание, принципы, методы, формы и основные направления воспитания детей с нарушениями слуха.

Цели и задачи, функции процесса обучения школ для глухих детей. Общедидактические и специфические принципы обучения. Процесс обучения в школе глухих. Методы и технологии обучения. Возможности применения отдельных методов в специальном образовании глухих учащихся. Формы организации учебного процесса. Урок в коррекционных образовательных учреждениях I вида: задачи, функции, условия, структура и типы. Коррекционные учебные уроки и занятия. Особенности образовательных программ для детей, имеющих комплексные нарушения.

Цели и задачи, функции процесса обучения в школе для слабослышащих детей. Дидактические принципы обучения. Методы, средства и формы обучения. Формы организации учебного процесса. Урок в коррекционных образовательных учреждениях II вида: цели и задачи, специфические особенности. Коррекционные учебные занятия.

Цели, задачи, закономерности и принципы воспитания. Содержание, формы и методы воспитания. Направления воспитания. Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате. Воспитание детей с нарушенным слухом в семье. Особенности воспитание младших школьников, подростков, старшеклассников. Дополнительное образование школьников с нарушенным слухом: цели, принципы, организация, формы и методы.

Общая характеристика детей с нарушениями слуха и интеллекта. Особенности обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся с интеллектуальной недостаточностью: задачи, принципы, категории классов.