167 Основные методы и приемы коррекции:
• укрепление нервной системы;.
• отвлечение ребенка от того, что стало причиной каприза;
• спокойное игнорирование проявлений капризности;
• воздержание от прямых действий и наказаний;
• применение метода естественных последствий когда ребенку предоставляется возможность пережить последствия своей капризности (остался голодным, не взяли на прогулку и т. д.);
• спокойная требовательность;
• отсутствие раздражительности;
• тактичное внушение;
• подсказывание правильных действий;
• доведение требований до конца;
• поддержка.
Своеволие возникает как результат развивающейся самосостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства.
Распространенной ошибкой учителей и родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше волю ребенка, способность к инициативным, самостоятельным действиям.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение ко взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.
Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер.
Правонарушения. В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления — хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволенного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники
168
становятся особенно дерзкими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются специальные методы. С ними Bbi сможете ознакомиться, посетив детскую комнату милиции в своем районе.
Разумеется, поведение ребенка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормального. Незначительные отклонения есть у всех детей. В различные периоды жизни у детей появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Специалисты говорят даже о наличии сензитив-ных, т. е. наиболее благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения, периодов. Если это так, то педагог профессионально должен научиться распознавать, насколько про-являющиеся отклонения опасны для каждого ученика. Пройдут ли детские шалости бесследно с возрастом или оставят метку на всю жизнь? Не разовьется ли невинная шалость сначала в негативизм, потом в грубость и дерзость, а закончится правонарушением?
С детьми не приходилось бы «воевать» и воспитание их не представляло бы никаких трудностей, если бы влечения, желания, направление мыслей и чувств детей всегда совпадали с устремлениями их воспитателей. Именно несовпадение между детским «хочется» и взрослым «нужно» заставляет педагогов изыскивать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение разных видов детского непослушания и в зависимости от этого выбрать средства для их преодоления.
О чем нужно помнить педагогу, обнаружившему девиантное поведение школьников и поставившему перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям его преодолеть?
1. Прежде всего о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.
2. Учитель должен устранять не последствия, а с причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них, — реальная основа для устранения развивающихся отклонений.
3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей
169 с обязательным и своевременным реагированием на возникаю, щие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, или, наконец, замечание родителей и учителя угрожает «переполнить чашу» и вызвать добавочные осложнения.
4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты. Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, стыда сочетаются, если это полезно, с запугиваниями, предостережениями, наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что издавна применялось в нашем национальном воспитании. У каждого народа воспитание прошло свой путь. Гуманизм для нас сегодня — это реальная помощь ребенку. Здесь все средства хороши. В наших национальных традициях — стремление к тому, чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались глубже, чем наказание.
5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.
6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.
7. Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо не выполнимыми.
Советы учителя ребенку:
• ничего не изменится в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось;
170
, если трудно, хватайся не за все сразу, а исправляй ошибки постепенно;
, выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним;
, не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения;
, не слишком радуйся, если сразу получится; избавляться от приобретенных недостатков всегда трудно, они могут вернуться опять.
Нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Он понимает это и хочет. Но не может. Поможем ему.
'Т11М|1||11|1|1111||||||1|1||1|1|||1|тМИ111М11Ш1ПРТШ1т1И1|||И|111|М1И|||Ш||.....ihmhiihm—i.........................щи.....ищ.......................■■......щ......
Видим: учитель имеет перед собой разнообразные формы и уровни девиантного поведения. Одни безопасны и скоро проходят, другие представляют угрозу для правильного развития. Для каждой формы отклоняющегося поведения педагогика предложила достаточно эффективные методы и приемы коррекционной работы. Главное, как подчеркивал А.С. Макаренко, как только начинается действие, требуется его порядок и завершение, постоянство, хладнокровие и стойкость.
в—■
«Кризис-7»: поведение учителя
Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта добродетелей и поведения и сверх того по нашему усмотрению и образцу. Ребенок всегда будет плохим для того, кто плохо к нему относится.
Вся наша жизнь — непрекращающаяся цепь кризисов, переходов из одного состояния в другое. Развитие ребенка отмечено несколькими судьбоносными событиями, резко и круто изменяющими его взгляды на мир и на себя, отношение к людям, все поведение. Наступление таких событий — результат действия великого закона перехода количественных изменений в качественные. Незаметно, постепенно, но неуклонно, ежедневно и ежесекундно увеличиваются знания и умения, приобретается опыт, накапливаются силы — и вдруг все это прорывается наружу, освобождается и ребенок предстает перед нами и перед самим собой в новом качестве, в новом образе. Он и тот — и уже другой. Длятся эти скачки недолго, но значение имеют огромное. Отрезки
- Классификация отклоняющегося поведения
- Внешний вид
- Эмоциональные состояния
- 1 Кащенко в.П. Педагогическая коррекция... С. 45. 158
- 159Никакой опасности ни для детей, ни для окружающих и не должны нас беспокоить.
- Для работы с детьми
- Непослушание шалость озорство проступок негативизм упрямство капризы своеволие грубость дерзость недисциплинированность правонарушения
- 167 Основные методы и приемы коррекции:
- 171 Времени, на которых совершаются качественные скачки, называ„ ют кризисными.
- 175 161Помогая детям пережить кризис, учитель будет: всегда выполнять свои обещания;
- 177Проблемы адаптации детей к школе
- 179Обсудим профессиональный секрет
- I Однако во время учебы привычные ожидания не подтвер-яаются. Учительница со всеми учениками обращается ровно,
- 183Ний. Клички возникают и в классе, служат для учителя источ ником постоянной головной боли, потому что из-за них про. Исходят постоянные обиды, драки.
- 1 «Гнутые, не принятые коллективом дети ожесточаются и
- Проверим себя
- Прочитаем дополнительно