logo search
Настольная книга дефектолога

Предмет и задачи дефектологии

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.

В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.

Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.

В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы:

1) принцип целенаправленности педагогического процесса;

2) принцип целостности и системности педагогического процесса;

3) принцип гуманистической направленности педагогического процесса;

4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;

5) принцип опоры на положительное в человеке;

6) принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;

7) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2) принцип единства диагностики и коррекции;

3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

6) принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

(Подробнее об этих принципах можно узнать из книги: Основы коррекционной педагогики / Под. ред. В.А. Сластенина. М., 1999.)

Также дефектология как наука призвана разрабатывать различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.