logo search
МПО-ШПОРЫ

1. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся. Средства обучения: сущность и классификация. Система материальных средств в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.

Средства осуществления учебного процесса

В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель-учащийся включаются посредники, которые ставят субъектов обучения между собой и объектами изучения (учебник, физическое явление). С помощью посредников увеличился объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, проф. умений и т.д. Для обозначения этих посредствующих элементов в теории обучения употребляется понятие средства обучения (рис).

Объекты

изучения

Средства обуч-я

Препод-ль Учащиеся

Средство – то, что необходимо для реализации цели. К широкому спектру дидактических средств относят все то, что каким-то образом может быть представлено.

Классификация средств по различным основаниям и их группировка:

  1. Материальные объекты:

  1. Знаковые системы:

  1. Логические регулятивы деятельности:

Относительно самостоятельное значение занимает учебно-производственное и лабораторное оборудование. С его помощью показываются или замещаются объекты научного познания, моделируются различные режимы работы, увеличиваются познавательные возможности учащихся.

На уроке во время различных демонстраций используется вспомогательное оборудование, которое не несет информационной или тренировочной функции, но помогает педагогу организовать учебный процесс по предмету. Группа средств обучения, выделенная по способу их производства, представляет собой материально-технические объекты, с помощью которых реализуется информационная, управляющая, контролирующая и другие функции обучения.

Материальные средства играют значительную роль на начальном этапе формирования новых знаний и способов деятельности учащихся.