39 Вопрос Управление педагогическим процессом. Применение механизмов межличностного взаимодействия и взаимопонимания.
Взаимодействие.
Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», так как оно является уже следствием самого педагогического взаимодействия педагогов и воспитуемых, хотя, конечно, и весьма важным следствием. В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи, коммуникативные связи, их еще называют связями общения между воспитателями и школьниками. Наконец, весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их зависит во многом успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды ранее названных связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные, существенные. Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в воспитательном процессе позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его совершенствования. Так знание причин недостатков в воспитательной работе классного коллектива позволяет правильно наметить учебу комсомольского и пионерского актива, улучшить работу классного руководителя с учителями-предметниками, с родителями. Выделение основных причин позволяет выбрать главное звено в деятельности. Для разработки стратегических линий управления педагогическим процессом многое дает анализ генетических связей, т. е. выявление исторических тенденций в совершенствовании обучения и воспитания, которые позволяют, с одной стороны, предупредить повторение ошибок и недостатков, а с другой — использовать ценные традиции и удачные способы решения определенных учебно-воспитательных задач в новых условиях. Там, где это рационально, полезно выявлять и функциональные связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной форме. Но при этом важно соблюдать требование о ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность, многофакторность и диалектичность этих процессов часто не поддаются корректному математическому описанию. Итак, в состав системы, в которой протекает педагогический процесс, входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.
Взаимопонимание.
Взаимопонимание учителя и учащихся выражается в адекватном отражении друг
друга, в осознании мотивации действий и поступков. Оно стимулирует
саморегуляцию взаимодействующих сторон, способствуя преодолению межличностных
противоречий.
Понимание учителем индивидуального своеобразия каждого учащегося,
проникновение в мотивационно-потребностную сферу, логику его поведения
составляют неотъемлемую сторону учебно-воспитательного процесса, позволяя
оптимально строить его и корректировать.
Взаимопонимание в педагогическом общении имеет несколько аспектов. Оно
складывается во-первых, из понимания учителем учащихся, во-вторых, из
понимания учащимися учителя, и в-третьих, из понимания учащихся друг друга.
Как руководитель учебно-воспитательного взаимодействия учитель играет
решающую роль в организации целостного процесса взаимопонимания. Он выступает
не как бесстрастный наблюдатель и фиксатор личностных проявлений
воспитанников, а как непосредственный участник, организатор и руководитель
разнообразной деятельности и общения, включая создание ситуаций,
способствующих раскрытию его индивидуальности.
Взаимопонимание учащихся необходимо с воспитательной и дидактической точки
зрения, так как оно создает благоприятный нравственно-психологический климат
общения, стимулирует сотрудничество в предметной деятельности.
В развитии социально-персептивной культуры учащихся решающую роль играет
гуманность повседневного педагогического общения, построенного на
взаимопонимании и взаимоприятии.
- 1 Вопрос Этапы развития психологии:
- 2 Вопрос Характеристика методов исследования в психологии.
- 3 Вопрос Психика и ее основные функции.
- 4 Вопрос Основные этапы развития психики в процессе филогенеза (видового созревания); в процессе онтогенеза.
- 5 Вопрос.
- Вопрос 6 Модель психики человека, состав и характеристики компонентов по б, г. Ананьеву («индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»).
- 7 Вопрос Умственное развитие и интеллект человека. Методы изучения интеллекта.
- 8 Вопрос Мышление, его психологическая сущность и физиологическая основа, особенности мышления.
- 9 Вопрос Память, ее основные функции и механизмы.
- 10 Вопрос Восприятие. Определение, механизмы и особенности восприятия.
- Особенности восприятия.
- 11 Вопрос. Воображение. Определение процесса, назначение, основные виды.
- Виды воображения:
- Функции воображения.
- 12 Вопрос. Внимание. Определение процессов внимания, виды, свойства и характеристика.
- 13 Вопрос. Эмоции и чувства. Основные фундаментальные эмоции по Изарду. Эмоционально – волевая сфера человека.
- 14 Вопрос Личность и подходы к ее определению.
- 15 Вопрос Основные теории личности
- 16 Вопрос Психологические характеристики личности: направленность, темперамент, характер, жизненный сценарий.
- 17 Вопрос Мотивационно-потребностная сфера человека. Теория потребностей по Мюррею.
- Виды потребностей:
- Мюррей выделил виды потребностей у человека:
- 18 Вопрос Теории мотивации поведения человека в организации.
- 19 Вопрос Акцентуация характера по Леонгарду
- Циклоидный
- Психостеники (тревожники)
- 20 Вопрос Общение как обмен информацией и способ принятия управленческих решений.
- 21 Вопрос Виды общения и основные барьеры в общении.
- 22 Вопрос Конфликт. Сущность и структура конфликтного взаимодействия. Типология и классификация конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
- Структура конфликта.
- Типы конфликтов:
- Способы разрешения конфликтов.
- 23 Вопрос Образование и жизнь малых групп, принципы и стили внутригруппового общения. Лидерство.
- 24 Вопрос Творчество и творческая деятельность.
- 25 Вопрос Педагогика: объект и предмет педагогической науки, ее задачи и функции.
- 26 Вопрос Цели и идеалы образования и воспитания.
- 27 Вопрос Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.
- 28 Вопрос Кризис образования в современном мире. Основные составляющие кризиса и пути его разрешения.
- 29 Вопрос Основные парадигмы развития образования. Характеристика методов педагогики.
- 30 Вопрос
- 31 Вопрос Цели и содержание образования. Ценности образования. Теория ценностей Рокича. Принцип непрерывности образования и особенности его реализации.
- 32 Вопрос Образовательная система России. Структура, ступени образования, их назначение и особенности.
- 33 Вопрос. Управление образовательными системами. Типы и виды образовательных учреждений и их организационная структура. Основные механизмы и уровни управления образовательными системами.
- 34 Вопрос Основные принципы дидактики. Методы и формы организации учебной деятельности.
- Принцип опережающего обучения.
- 35 Вопрос Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
- 36 Вопрос Обучение и развития. Соотношение обучения и развития в педагогическом процессе.
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос Общие методы и формы организации учебной деятельности.
- 39 Вопрос Управление педагогическим процессом. Применение механизмов межличностного взаимодействия и взаимопонимания.
- 40 Вопрос Педагогическое общение, его особенности и содержание. Мастерство педагогического общения.
- 41 Вопрос Личность педагога. Требования к современному педагогу.
- 42 Вопрос. Коллектив как объект и субъект воспитания. Особенности группового взаимодействия и общения в учебной группе.
- 43 Вопрос Семья и социокультурная среда в воспитании и образовании личности. Стили семейного воспитания. Влияние образа жизни семьи на личность. Межличностные конфликты в семье.