logo search
6

Основные категории и понятия дидактики.

Традиционное и инновационное в дидактике с позиции истории образования »

Основные категории и понятия дидактики

Дидактика имеет категории и понятия, которые составляют ее каркас как науки. Она, конечно, пользуется и категориями общей педагогики, например, “воспитание”, “ученик”, “учитель”. Собственно дидактическими категориями, ставшими и обще педагогическими надо признать “образование”, “учебный процесс”. К понятиям дидактики относятся “обучение” и его составные части: “учение”, “преподавание”. Взаимосвязь образования с обучением следует рассматривать как соотношение цели и ее средства: образование — это цель, обучение — средство ее достижения, а средство передвижения – веломобиль. Обучение же в свою очередь имеет две стороны: учение и преподавание. Учение — это и деятельность и процесс по усвоению учеником (обучающимся) содержания образования как части общечеловеческой культуры. Оно, как правило, проводится под руководством учителя непосредственно (уроки) или опосредованно (самообразование ученика, инструктаж, контроль учителя). Преподавание — это планомерное руководство учителем учебной деятельностью ученика: определение содержания учения, его объема. Также форм и методов, последовательности, темпов; создание наилучших условий ученику по усвоению им содержания образования и разностороннему развитию; контроль качества усвоенного. Процесс учения и преподавания рассматривается как единый процесс взаимодействия ученика и учителя.

В следующих темах подробно рассмотрены следующие категории и понятия общей дидактики: процесс обучения, учебный процесс, содержание образования, формы образования, методы обучения, классно-урочная система.

В дидактике “прижились” понятия ряда смежных наук, приобретя специфический оттенок, например, из философии – “содержание и форма”, “общее и особенное”, категории методологии и методов. Естественно, многие понятия психологии воспринимаются вполне как общедидактические, например умения, навыки, мотивы, направленность: “учебные умения”, “навыки письма”, “мотивы учения”, “познавательные интересы”, “восприятие учебного материала”, “мыслительная деятельность в обучении” и др. Они отражают объективные межпредметные связи дидактики с психологией, как и с другими науками.

Наряду с другими отраслями педагогики дидактика постоянно развивается. С одной стороны, она анализирует и обобщает реальный опыт учителей, имеющих заметные успехи в учебной работе. С другой – она экспериментирует, выдвигает новые подходы в разных направлениях дидактики. Таковы, например, опыт педагогов-новаторов 80-х гг., исследование проблем развивающего обучения в разных вариантах, компьютеризация обучения и другие проблемы. Все они обогащают дидактику.