logo search
Otvety_spetsialnaya_psikhologia

Вопрос 29. Психологические особенности личностного и социального развития незрячих и слабовидящих

Роль данного вопроса очень велика. Сейчас очень много незрячих и слабовидящих детей. Знание эмоционально-личностных особенностей и четкое дифференцирование типов патохарактерологического развития, необходимо в работе специального психолога.

Данным вопросом занимались многие ученые:А.Г.Литвак, Т.Геллер, М.И.Земцова, Л.И.Солнцева.

Эмоционально-личностные особенности незрячих и слабовидящих детей

Личность слепого в первую очередь зависит от его наследственных особенностей, условий воспитания и обучения. Слепой ребенок – это особая личность, поэтому между ним и родителями с первых дней жизни устанавливается определенная эмоциональная напряженность, связанная у части родителей с чувством вины и депрессионным настроением. Это вызывает изоляцию ребенка, некое отдаление его от родителей.

Слепой ребенок формирует, необычное отношение к себе: в нем или видят больного ребенка, требующего постоянной заботы, или окружают удвоенной заботой. И то и другое вызывают безразличие к людям, своему будущему, апатию, утрату интереса к деятельности.

Недостаточность зрения ведет к малоподвижному образу жизни, недоразвитие моторной системы, дети становятся инертными в физическом отношении, быстро утомляются. В результате они считают себя физически неполноценными, отличающимися от окружающий людей. Они теряют интерес к учебе, возникает астеническое или депрессивное состояние.

Стремление компенсировать имеющийся дефект вызывает желание добиться равенства со зрячими. Это обуславливает формирование тщеславия, повышенной обидчивости, скрытности. Адекватной компенсацией является стремление к развитию эстетического чувства, художественного воображения; занятия музыкой, пением.

Типы патохарактерологического развития личности.

Патохарактерологическое развитие личности у слепых наблюдается на фоне «патологически измененной почвы»: наследственной отягощенности, цереброорганической недостаточностью, соматических заболеваний. Патогенное воздействие различных психогенных факторов вызывает появление патологических изменений личности. При этом выделяют три типа отклонений: невротический, аутистический, возбудимый.

  1. Невротический тип. Характеризуется более благоприятным развитием. Декомпенсация состояния происходит под влиянием неблагоприятных самотических или психогенных факторов.

А – Астенический вариант. Развивается чаще у слепых от рождения. Они меньше переживают сам факт слепоты, но у них отмечается быстрая утомляемость при физической или умственной работе. Легко раздражаются, настроение пониженное; часто беспокоят головные боли, нарушение сна. Для компенсации создают щадящий режим работы и отдыха.

Б – тревожно-мнительный. Слепота чаще возникает в раннем детстве (до 3 лет). Отличаются повышенной мнительностью, впечатлительностью, обостренным чувством ответственности. В пубертатном возрасте начинают болезненно воспринимать свою физическую недостаточность. Свойственны страхи, повышенная тревожность. Настроение значительно зависит от внешних факторов, быстро снижается настроение, работоспособность.

В – истерический вариант. Обычно в детстве имели остаточное зрение нарушения, которого постепенно прогрессировали и к 16-20 годам наступала слепота. С раннего детского возраста отмечалась своеобразная инфантильность, капризность, наклонность к истерическим реакциям. В школьном возрасте присоединялись фантазирование, демонстративное поведение, вегетативно-сосудистые реакции. Декомпенсация усилилась к юношескому возрасту, 18-20 годам, когда появлялась театральность, эгоцентричность, стремление вызвать сочувствие. Эмоционально устойчивы, ранимы.

Г – ипохондрический вариант. Максимальная декомпенсация развивается к 20-30 годам на фоне обострения различных заболеваний. Характерна астеничность, повышенная утомляемость, жалобы на мышечные ощущения в теле, в разных органах; страх многочисленных болезней.

  1. Аутистический тип. Наблюдается отягощенность различными невропсихическими заболеваниями (неврозы, церебро-органическая патология, алкоголизм родителей, неблагоприятная семья и т.д.). Склонность к замкнутости, повышенной ранимости; застенчивые, робкие, глубоко переживают свой дефект. В пубертатном кризисе возникают идеи собственной неполноценности. Настроение снижено, возникает эмоциональная холодность, или недоброжелательность к людям. Могут возникать бредовые идеи.

  2. Возбудимый тип. С раннего детства явления церебро-органической недостаточности, частые головные боли; в анамнезе обычно неблагоприятные роды с осложнениями. Склонны к повышенной раздражительности, агрессивности. К пубертатному кризису возникает вязкость мышления, педантичность, резкие колебания настроения. Рано бросают учебу в школе, начинают работать, но на работе отличаются повышенной конфликтностью, раздражительностью. Склонны к алкоголизму, девиантному поведению.

Четкое разграничение типов патохарактерологического развития, знание эмоционально-личностных особенностей, поможет специальному психологу осуществлять индивидуальный подход в своей работе, подобрать правильную коррекционную работу и быстро установить положительную атмосферу во время занятия.